В настоящее время в Республике Беларусь ощущается определенный инвестиционный «вакуум», причем выход из сложившейся ситуации найти достаточно сложно.
Ситуация в инвестиционном процессе слишком сложна, чтобы рассчитывать на его значительное улучшение, без которого длительный экономический рост невозможен.
Среди множества сохранившихся анти инвестиционных условий можно назвать несколько главных.
1. Пассивность государства как инвестора, прежде всего на федеральном уровне, во многом обусловливается истощением казны за годы радикальных экономических реформ, лишивших ее традиционных источников пополнения. Улучшение наполняемости бюджета в последнее время принципиально не меняет ситуации.
Наряду с этим государство не доверяет предпринимательской среде. В результате либеральных преобразований государство в Центре и на местах почти утратило права и возможности распоряжаться собственным капиталом в материальном производстве, первоначально отданном в своей массе на неэффективное использование, на растаскивание, бросовую пли незаконную приватизацию.
При этих обстоятельствах было бы не разумно вкладывать в неуправляемую хозяйственную стихию значительные суммы из бюджетных средств, особенно в виде прямых инвестиций.
Как кредитор государство также не может не учитывать большой риск невозвратности одалживаемых денег, финансовые трудности большинства предприятий, большие долги многих из них перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками и другими субъектами. Нежелательна для репутации предприятий и дебиторская задолженность, в том числе со стороны самого государства.
Значительно криминализированная хозяйственная среда, склонность частного капитала к бегству за рубеж, к участию в спекулятивных финансовых и торговых сделках, неконкурентоспособность дезинтегрированных товаропроизводителей, лишенных в основном инновационной базы и преимуществ крупномасштабного производства, - все это также настораживает держателей государственных средств даже при их искреннем желании как-то помочь предпринимателям.
2. Коммерческие банки также, как известно, не склонны в сложившихся условиях рисковать своими свободными средствами. Они ограничиваются главным образом краткосрочными кредитами, избегают финансировать строительство и промышленное производство. Их опасения небезосновательны, если учесть размах неплатежей, состояние фактического банкротства многих предприятий, отсутствие достаточной помощи со стороны обедневшего государства, диктат криминала и алчность коррумпированного чиновничества отношение управленцев и собственников к акционерной и государственной собственности.
Если банки и связывают себя с реальным производством, то во многих случаях не в целях его модернизации, а чтобы поучаствовать в контроле за финансовыми потоками предприятий, в присвоении их воспроизводственных ресурсов.
Напомним, что наши банки изначально ориентировались на операции со значительными бюджетными средствами при чрезвычайной выгоде для себя и не были должным образом нацелены на мобилизацию средств для финансирования народного хозяйства.
3. Управляющие и собственники акционерных обществ сплошь и рядом не могут обеспечить оздоровление производства из-за того, что существующее фискальное налоговое бремя слишком велико. Налоги порой поглощают даже амортизационные отчисления и не возвращаются в виде инвестиционной подпитки предприятий.
Все еще очень дороги для товаропроизводителей банковские кредиты при сохраняющейся низкой рентабельности производства.
Налоговые льготы по инвестициям, целесообразность которых очевидна, могут послужить действенным стимулом лишь в том случае, если у предприятий будут оставаться достаточные ресурсы после уплаты всех налогов. Получается же так, что в результате инвестиций, которые крайне необходимы, зачастую добавляются к безнадежным, давно просроченным суммам, новые долги. Предприятия стоят перед выбором: либо полностью рассчитаться по налогам и долгам, либо получаемые доходы использовать в данный момент для модернизации технологий. Стоит заметить, что задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами в Республике Беларусь продолжает увеличиваться.
Задолженность поставщикам за это время также выросла. Обремененность кредиторской и дебиторской задолженностью, нависающая угроза банкротства и другие трудности экономической жизни побуждают предпринимателей больше думать об уводе средств из производства, чем о его развитии. Недостаточна также инновационная база, растерянная в ходе приватизации и антимонопольных мероприятий по раздроблению крупных производств. Вкладывать же средства в интеллектуальную собственность далеко не всем по карману, да и просто невыгодно при небольших масштабах производства.
Отсюда и беспомощность перед иностранными конкурентами в условиях открытости экономики, которой требуются колоссальные средства, чтобы выйти на уровень конкурентоспособности.
Другое по теме:
Учет выдачи и погашения среднесрочных и долгосрочных кредитов клиентам
Среднесрочные кредиты используются юридическими лицами на приобретение основных производственных фондов, компьютерной техники, медицинского оборудования, товаров широкого потребления. Физические лица получают кредиты на временные нужды, покупку товаров длительного пользования. Среднесрочные креди ...
Назначение, статус и основы организации
Центрального банка
Главное назначение центрального банка – это управление денежным оборотом с целью развития экономики. Центральный банк влияет на денежный оборот через изменение предложения денег и изменение цены денег. Свое назначение он реализует благодаря тому, что играет особенную роль в экономике - эмиссионного ...
Вексельная форма расчета
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя, представляющего из себя ценную бумагу. Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго ...