Развитие рынка ОБР

Страница 1

Создание рынка ОБР после августовского финансового кризиса 1998 года стало экстренной мерой, призванной сгладить негативные последствия замораживания государственных облигаций.

В условиях обострения проблем ликвидности банковской системы облигации Банка России могли занять освободившуюся нишу на финансовом рынке как краткосрочный рублевый высоколиквидный безрисковый инструмент. Однако в период жесткой нехватки свободных денежных средств доходность размещения, предлагаемая Банком России (60—80% годовых)[3], не устраивала дилеров, и оборот рынка ОБР в течение сентября был незначительным.

Негативно на интерес участников рынка к ОБР повлияли также значительные колебания курса доллара, имевшие место в сентябре. Высокая волатильность валютного рынка позволяла его участникам надеяться на более высокую доходность по сравнению с доходностью, предлагаемой Центральным банком по вновь размещаемым инструментам.

Уже в начале октября кредитные организации начали проявлять реальный интерес к рынку ОБР. Это было обусловлено преодолением кризиса рублевых ресурсов и стабилизацией обменного курса рубля в течение второй половины сентября.

Число дилеров на рынке ОБР постоянно увеличивалось. При этом наибольший прирост числа участников произошел во второй половине сентября, после того как рынок ОБР начал реально функционировать. Структура дилеров на рынке ОБР значительно отличалась от структуры, которая была присуща рынку ГКО - ОФЗ. Если на рынке государственных облигаций наиболее активно проявляли себя московские участники, то состав дилеров на рынке ОБР был более диверсифицирован по территориальной структуре. Наиболее активными участниками рынка облигаций Банка России стали региональные средние и мелкие банки, которые меньше прочих были затронуты финансовым кризисом. Таким банкам в основном удалось сохранить свою клиентуру, и они имели достаточный объем временно свободных ресурсов.

Хотя рынок ОБР был создан в начале сентября 1998 года, его реальное функционирование началось в конце сентября — начале октября. Первый аукцион, на котором состоялось первичное размещение ОБР, прошел 30 сентября. До этого аукционы, о проведении которых объявлял Банк России, были признаны несостоявшимися из-за заниженных цен, предлагаемых дилерами в заявках. Однако к началу октября процентные ставки несколько снизились, и проведение аукционов по размещению новых выпусков приобрело регулярный характер.

Средние обороты за октябрь (первый месяц, когда торги по облигациям стали приобретать заметный объем) составили 90 млн. рублей в день по номиналу. С увеличением активности участников в октябре — ноябре происходило снижение доходности на вторичном рынке с 80% годовых за сентябрь до 55% — в октябре и 41% — в ноябре.

Некоторое увеличение процентных ставок на рынке ОБР произошло в конце ноября — начале декабря, что было вызвано резким увеличением курса доллара в связи с завершением моратория по внешним долгам и оттоком средств с рублевого рынка на валютный. Ко второй половине декабря ситуация на валютном рынке стабилизировалась, что повлияло на некоторое снижение доходности к середине месяца с 54 до 44% годовых. Начиная с середины месяца на рынке снова наметился рост доходности, вызванный сезонными факторами: в конце года перед банками встала необходимость закрытия балансов, и в связи с этим банки стали продавать часть имеющихся у них ОБР. Одновременно в декабре наблюдалась наибольшая активность участников на вторичном рынке ОБР — средние обороты за месяц составили более 152 млн. рублей по номиналу.

С середины января 1999 года возобновил функционирование рынок государственных ценных бумаг. Но возобновление обращения ГКО—ОФЗ практически не сказалось на объеме торгов по облигациям Банка России. Средний оборот рынка ОБР за январь составил 145 млн. рублей в день. При этом на облигации Банка России сохранялся достаточно высокий спрос со стороны участников, благодаря чему Центральный банк смог на вторичных торгах реализовать практически весь объем ОБР, не размещенный в ходе аукционов.

17 февраля 1999 года был погашен последний выпуск облигаций Банка России. Размещение новых выпусков было временно приостановлено в связи с возникшими вопросами о правомерности выпуска Центральным банком собственных облигаций. Законодательство, действовавшее на тот момент, не содержало четкого описания процедуры эмиссии Банком России своих облигаций. Применение же к ОБР порядка, описанного в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и регламентирующего выпуск корпоративных ценных бумаг, было бы необоснованным по следующим причинам.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» регулирует обращение обязательств, выпущенных эмитентами для финансирования своих расходов. В целях защиты интересов инвесторов и предотвращения выпуска обязательств с высоким риском дефолта предприятия, эмитирующие ценные бумаги с целью привлечения заемных средств, должны пройти через предусмотренные законом процедуры. Однако соблюдение данных процедур в отношении ОБР является нецелесообразным в связи с тем, что Банк России эмитирует свои облигации не с целью привлечения средств для финансирования своих расходов, а с целью реализации денежно-кредитной политики. Поскольку управление ликвидностью носит оперативный характер, Банк России должен иметь возможность гибкого принятия решений о выпуске ОБР в объемах, предусмотренных законодательством России.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Роль управления банковскими рисками в современных условиях
Банк по своему определению должен являться одним из наиболее надеж­ных институтов общества, представляет основу стабильности экономической системы. При этом профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентифи­кация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают перв ...

Основные функции Центрального Банка
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Центральный банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сеть ...

Приобретение медстраховки
В соответствии с законодательством приобретение медстраховок не носит обязательного характера и рассматривается как социальная выплата работникам. В связи с этим расходы на ее приобретение (суммы страховых взносов) следует отражать в бухгалтерском учете как любую другую социальную выплату (например ...

Главное меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru