Происхождение и этапы развития Центральных банков

Финансовая аналитика » Национальный банк Украины » Происхождение и этапы развития Центральных банков

Страница 1

Институциональные основы центральных банков мира закладывались на протяжении столетий. Предшественниками центральных банков можно считать эмиссионные банки, которые возникли сравнительно недавно – в XIX столетии. Длительное время в мировой банковской практике не существовало разделение банков на эмиссионные и коммерческие. Вторая половина XVIII ст. и первая половина XIX ст. – это эпоха промышленной революции, которая сопровождалась быстрым развитием машинной индустрии, появлением новых отраслей в экономике, ростом товарооборота, активизацией деятельности банков. Все это в конечном итоге привело к значительному расширению денежной массы и к повышению значения банкнотного обращения [24].

В XIX ст. стало очевидным, что государство должно определенным образом регулировать денежный оборот и защищать вкладчиков банков и держателей банкнот от банковских крахов, количество которых возросло. Частью этого регулятивного процесса стала медленная централизация, а потом и концентрация эмиссии банкнот в пределах одного банка. Этот процесс затянулся на длительное время. Сначала круг банков, имеющих право эмиссии, был ограничен – это были наиболее надежные банки. Со временем право эмитировать банкноты государство запретило за одним банком, представив ему статус эмиссионного банка. Благодаря концентрации и монополизации банкнотной эмиссии государство получило возможность влиять на предложение денег и использовать эмиссию для финансирования государственных затрат. Таким образом, в историческом плане именно объективная необходимость в централизации банкнотной эмиссии явилась причиной возникновения эмиссионных банков.

Классическим примером возникновения эмиссионного банка является становление и развитие Банка Англии, одному из старейших и наиболее авторитетных банков мира. Он был основан в 1694г. как первый английский акционерный банк. Создание банка, как исключение, на акционерной основе стало возможным благодаря займам, которые правительство получило от банка для финансирования войны с Францией.

Сначала Банк функционировал как обычный коммерческий. Однако, акционерная форма собственности, которая дала возможность быстро наращивать капитал, а также особенное приближение к правительству позволила ему со временем занять ведущее место в банковской системе страны. Постепенно Банк Англии монополизировал право выпуска банкнот. В соответствии с Законом о банковской привилегии 1833г. и 1844г. права существующих частных банков, а также права вновь созданных банков на выпуск банкнот были ограничены, в то же время Банк Англии получил полномочия на неограниченный выпуск банкнот. В конце XIXст. Эмиссия банкнот была почти полностью сосредоточена в Банке Англии. Окончательно эмиссионный статус Банка Англии был закреплен только в 1928г. в соответствии с Законом о валюте и банкнотах.

Похожий эволюционный путь прошел и Банк Франции, основанный в 1800г. как акционерная компания. В 1803г. Банк получил монопольное право эмиссии банкнот в Париже, в 1848г. – во всей Франции. В России Государственный банк, основанный в 1860г., приобрел статус эмиссионного в результате проведения денежной реформы в 1895-1897г. в соответствии с которой Россия перешла к золотомонетному стандарту [27, с.27]. В начале XXст. централизация банкнотной эмиссии была завершена главным образом в Европейских странах. В большинстве других стран этот процесс завершился в XXст. и был уже связан с существованием центральных банков

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Политика ОАО Банк «Возрождение» в области страхования кредитных рисков
Рассмотрим алгоритм страхования кредитных рисков, который позволяет застраховать банк «Возрождение» от превышения расходов на кредитную деятельность, связанных с необходимостью увеличения резервов на возможные потери, над процентными доходами. Страхование осуществляет страховая компания РОСНО. Испо ...

Актуальные вопросы мониторинга корпоративных клиентов коммерческих банков
В условиях жесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличивать количество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этом смысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности банка ...

Обслуживание клиентов локальных пластиковых карт посредством POS- терминала
банк При обслуживании клиентов международных и локальных платежных карт посредством POS- терминалов сотрудник – оператор должен: 1.Требовать у клиента документ, подтверждающий его личность (паспорт, водительское удостоверение, удостоверение какой-либо организации, ведомства и т.п.), сравнить с фами ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru