Безналичные платежи на территории РФ осуществляются в формах, установленных Гражданским кодексом РФ, к которым относятся расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты по инкассо, расчеты чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (рис. 1). Стороны по договору вправе избрать любую из форм расчетов.
Рис. 1. Формы и инструменты безналичных расчётов
К формам безналичных расчетов, предусмотренных для осуществления перечислений денежных средств по инициативе плательщиков, относятся расчеты платежными поручениями, аккредитивами и чеками.
К формам безналичных расчетов, используемым для получения платежа посредством списания денежных средств со счета плательщика по инициативе получателя (взыскателя), относятся расчеты по инкассо с применением платежных требований и инкассовых поручений.
К платежным инструментам безналичных расчетов относятся платежные карты и векселя.
Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.
Порядок расчетов по счетам в указанных формах между юридическими лицами, а также предпринимателями, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, регулируется «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», а расчеты с участием физических лиц – Положением ЦБ РФ от 01.04.2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ». Причём в отношении физических лиц действующим законодательством предусмотрены такие же формы безналичных расчетов, как и для юридических лиц. Граждане могут осуществлять безналичные расчёты как между собой, так и с юридическими лицами.
В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
В соответствии с принципами организации безналичных расчётов, формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. При выборе той или иной формы расчетов учитывается множество факторов:
· характер хозяйственных взаимоотношений между участниками расчетов;
· место нахождения сторон;
· издержки обращения;
· источники средств для платежа;
· гарантия оплаты;
· возможность взаимного контроля;
· финансовое положение сторон.
При осуществлении расчетных операций по счетам в рамках рассматриваемых ниже форм используются соответствующие расчетные документы:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа – распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя (взыскателя) или получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет получателя (взыскателя).
Расчётные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные:
· наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
· наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
· наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств;
· назначение платежа (не указывается в чеке); сумма платежа (цифрами и прописью).
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
В случае недостаточности средств на счете клиента для оплаты расчетных документов они помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные – в сумме остатка.
Другое по теме:
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
В параграфе 3.1 нами были предложены мероприятия по совершенствованию управления платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия ООО «Транссклад». Теперь необходимо оценить эффективность предложенных мероприятий. Организации ООО «Транссклад» необходимо выбрать агрессивную модель управления об ...
Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10. 01. 03)[СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157.], в соо ...
Методы денежно - кредитной политики центрального банка
В условиях развития современной банковской системы особая роль в ней принадлежит центральному банку как представителю первого яруса банковской системы. Центральный банк в настоящее время имеется в каждое стране. Его возникновение было связано в первую очередь с монополизацией денежного обращения. В ...