Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками:
· комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска;
· дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков;
· единство информационной базы;
· координация управления различными видами рисков.
Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо:
- с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;
- установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку;
- использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий;
- определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля, использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления;
- ориентируясь на вышеупомянутые принципы и процедуры, следует разработать механизм мониторинга и обратной связи в целях обеспечения высокого качества процедур, оценки и проверки их соблюдения.
Имея возможность управлять риском, можно или предотвратить угрозу наступления негативных событий, или быть готовым к ним. Автоматизированные системы управления риском дают такую возможность.
Преимущества, которые можно получить, управляя рисками:
Системы управления рисками позволяют увидеть "слабые места" в бизнес-процессах компании, те что приводят к потерям. Зная их, можно построить работу так, чтобы издержки снизились, а прибыль стала выше. Например, система управления операционным риском показывает, в каком подразделении или по какому направлению бизнеса был зафиксирован ущерб или ожидается его повышение, а значит можно принять меры к тому, чтобы в будущем потери были уменьшены. Ни для кого не секрет, что для определения стратегических и тактических целей организации необходимо планирование. Управление рисками позволяет не только строить более точные планы развития компании и планы работы, но и претворять эти планы в жизнь. Подчас в больших компаниях руководители, видя отчеты подчиненных сотрудников или подразделений, не имеют возможности получить цельную картину происходящего и понять, из каких частей складывается эта картина. Системы управления рисками показывают в динамике изменение основных показателей функционирования бизнеса, а также позволяют быстро и наглядно показать, из чего складываются эти данные. Все это повышает удобство, качество и оперативность работы. Результативное и эффективное управление доступно только тем менеджерам, которые держат под контролем происходящее во вверенных им организациях или подразделениях. Такой контроль невозможен без использования автоматизированных систем, предоставляющих информацию о работе подчиненных подразделений и сотрудников, особенно в компаниях с большим количеством офисов, распределенных по обширной территории.
Сегодня, особенно в период кризиса, все больше внимания уделяется стабильности и надежности работы компании, контролю за рисками и расходами. Все большее число российских компаний обращаются к зарубежному опыту управления рисками и прогнозирования убытков. Активно обсуждаются стандарты Базель II, изучается статистическое моделирование и другие прогрессивные методы управления. Применение всех этих новшеств на практике невозможно без грамотной методики их использования. особенно с учетом российской специфики бизнеса, которая во многом отличается от западной. Системы управления риском – это продуманная и проверенная практикой методика использования современных методов. Разработка полноценной системы управления риском занимает годы, и при этом в итоге может оказаться, что она изначально неверно построена, имеет неправильную структуру или работает на неподходящей платформе. Поэтому, выбирая систему управления риском, необходимо учитывать опыт использования этого программного продукта в других компаниях аналогичного или большего масштаба, а также иметь возможность посмотреть работу системы на практике. Хорошая система может стать полезным и незаменимым инструментом для построения успешного бизнеса.
Другое по теме:
Классификация ценных бумаг
Ценная бумага должна содержать предусмотренные законодательством реквизиты, в противном случае она является недействительной. К ценным бумагам относятся: Государственные облигации Облигации Векселя Чеки Депозитные и сберегательные сертификаты Банковские сберегательные книжки на предъявителя Коносам ...
Сущность и классификация банковских операций
Внешнеэкономические и неэкономические связи между юридическими и физическими лицами различных стран приводят к возникновению денежных требований и обязательств. Субъектами международных расчетных операций являются экспортеры, импортеры и банки. Расчеты осуществляются преимущественно в безналичной ф ...
Проблемы мирового банковского сектора
в современных условиях
Финансовый кризис породил много новых вызовов мировому сообществу, а также факторов нестабильности и неопределённости. С большой долей вероятности, основанной на расчетах вышеперечисленных организаций и экспертов, можно ожидать слабый рост мировой экономики, который продолжится 2012 году. В середин ...