Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с сокращением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.
Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно, снижение – положительно.
Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет ощущать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и другое. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашенных долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.
Управление дебиторской задолженностью на промышленном предприятии включает 11 основных технологических процедур:
- анализ динамики и состава дебиторской задолженности, а также периода ее инкассации в предстоящем периоде;
- формирование основных принципов осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период (сроки платежей, формы расчетов);
- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого) или потребительского кредита:
- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам;
- формирование состава и оценка предстоящих дебиторов по товарным операциям (надежные, недостаточно надежные и ненадежные партнеры);
- лимитирование размеров предоставляемого предприятием кредита;
- оценка величины финансовых потерь от отвлеченных оборотных активов и возможностей их компенсации. Здесь необходимо использовать дисконтирование долга, которое должно учитывать инфляцию;
- формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности (под векселя, страхование дебиторами кредитов);
- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств;
- установление процедуры взыскания дебиторской задолженности по срокам, форме, порядку взыскания задолженности;
- использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности в денежные активы, краткосрочные ценные бумаги (факторинг, учет векселей, форфейтинг).[5]
Основная цель факторингового обслуживания инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансированием.
В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).
В случае, инкассирования счетов с финансированием факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90 % стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур).
Другое по теме:
История Сибирского Банка Сбербанка России
Как свидетельствуют документы, развитие сберегательного дела в Сибири началось в конце XIX – нач. XX веков. В 1897 году в Западной Сибири одна сберкасса приходилась на 55 тысяч человек, а в среднем по России – на 30 тысяч. В 1900 году в стране появилось 466 сберкасс при железнодорожных станциях, ка ...
Сущность Банка России и его организационная структура
В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный ...
Функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: обще рыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К обще рыночным функциям относятся такие, как: - коммерческая функция, т.е. функция получения пр ...