Сейчас Сбербанк с портфелем кредитов физическим лицам в 628,5 млрд руб. занимает всего 35% от объема всех кредитов, выданных банками населению. Участники рынка полагают, что это результат низкой технологичности и качества услуг Сбербанка. По оценкам экспертов, через пять лет Сбербанк будет занимать только 25% рынка.
Присутствие Сбербанка на рынке кредитования частных лиц стало стремительно сокращаться в августе 2005 года. В результате он уменьшил свою долю с 44,3 до 35,2% на 1 сентября. В сентябре портфель кредитов также рос заметно медленнее, чем рынок в целом. По предварительной оценке, на 1 октября объем кредитов, выданных банками физлицам, достигнет 1,8 трлн. руб. Для Сбербанка это означает, что его доля уменьшится на 9,5% и составит 34,8-35%.
Резкое уменьшение рыночной доли с августа 2005 года участники рынка объясняют тем, что именно в этот момент другие банки стали активнее работать на рынке. К середине 2006 года набралась необходимая статистика по рынку о рисках и доходах разных видов кредитования, и в этот сегмент пошли многие банки.
Многие банки увеличили долю своего присутствия на рынке, предложив клиентам кредитные карты, а в Сбербанке все еще нет такой услуги.
Как показал анализ кредитных операций ГОСБ № 2363, банк активно ведет потребительское кредитование физических лиц, однако по оценке состояния ссудной задолженности по потребительским кредитам банка, выявил, что автокредитование занимает маленький удельный вес в кредитном портфеле.
Исходя из анализа деятельности Новокузнецкого отделения Сберегательного Банка РФ следует, что банку и дальше необходимо развивать кредитные отношения с физическими лицами по автокредитованию. Для этого были изучены условия предоставления автокредита у ближайших конкурентах Сбербанка. В качестве конкурентов рассматриваются крупнейшие банки России за 2007 г.:
ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Банк Москвы. Рассматривая сроки и условия автокредитования, удалось выявить, что у данной категории банков максимальный срок пользованием кредита составляет 7 лет. У Сбербанка на данный момент максимальный срок автокредита составляет всего 5 лет. Поэтому Сбербанку предлагается ввести следующие дополнительные условия: Во-первых, увеличить сроки кредитования до 7 лет и установить годовую процентную ставку по кредиту от 13,5 – 14,5 %. Размер возможного кредита — от 4 000 до 200 000 долларов США. Характеристика этого вида потребительского кредита представлена в таблице 17.
Таблица 17 - Характеристика потребительского кредита на образование с учетом проектных предложений
Характеристика кредита «Автокредит» |
Предлагаемые условия |
Срок кредита, лет. |
5-7 |
Процентная ставка, % на покупку нового автомобиля |
в зависимости от первоначального взноса: до 30% - 13,5; от 30 до 50% - 13; от 50% и выше - 12,5 |
Процентная ставка, % на покупку подержанного автомобиля |
в зависимости от первоначального взноса: до 30% - 14,5; от 30 до 50% - 14; от 50% и выше - 13,5 |
Увеличение срока автокредитования до 7 лет позволяет Клиенту приобрести автомобиль более высокого класса и погашать задолженность по кредиту без ущерба для семейного бюджета
Сберегательному банку можно рекомендовать развитее новых для него видов потребительского кредитования, как выдача кредитов с зачислением на пластиковые карты. Это так называемые овердрафтные карты.
Овердрафтное кредитование по пластиковым картам – это предоставление банком держателю карточки возможности перерасходовать средства, имеющиеся на его карточном счете. Таким образом, данный банковский продукт является формой краткосрочного кредитования без оформления документов на получение кредита. Поэтому карточки, по которым допускается перерасход остатка, чрезвычайно привлекательны для населения, которому время от времени необходим именно краткосрочный кредит, а не полноценная кредитная карта.
В частности, для держателей карт это – конфиденциальность, возможность, не нося с собой наличные средства, расплачиваться за товары и услуги в любой момент, экономя при этом драгоценное время. Для ГОСБ № 2363, это – расширение клиентуры, привлечение дополнительных средств в оборот, получение еще одного источника доходов в виде платы за обслуживание, укрепление делового имиджа, экономия времени на обработку бумажно-денежной массы.
Наиважнейший фактор повышения эффективности карточной программы для отделения Сбербанка РФ №2363 – грамотное построение платежной схемы, так как именно условия обслуживания определяют привлекательность карты для держателя, а не ее внешний вид, цвет или количество магнитных полосок. Сама схема пользования карточкой достаточно проста (рисунок 8).
Другое по теме:
Учет краткосрочных кредитов
В среднем по России удельный вес краткосрочных кредитов в общем объеме выданных кредитов составляет 95%. В целом краткосрочные ссуды являются более ликвидными, чем среднесрочные и долгосрочные. Перечень документов, предоставляемых юридическими лицами в банк, как правило, довольно обширен, что объ ...
Актуальные вопросы мониторинга корпоративных
клиентов коммерческих банков
В условиях жесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличивать количество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этом смысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности банка ...
Пути оптимизации кредитной политики ЦБ РФ
Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместны ...