Несмотря на то что внешние аудиторы по определению не являются частью банковского учреждения и поэтому не входят в его систему внутреннего контроля, их деятельность, в процессе которой с руководством обсуждаются рекомендации по улучшению внутреннего контроля, оказывает важное влияние на качество внутреннего контроля. К тому же внешние аудиторы обеспечивают обратную связь, помогающую следить за эффективностью системы внутреннего контроля.
Поскольку главной целью внешнего аудита является предоставление заключения о годовой финансовой отчетности банка, внешние аудиторы должны оценить эффективность службы внутреннего контроля банка, чтобы по возможности опираться на ее выводы в своей работе. По этой причине внешние аудиторы должны хорошо понимать систему внутреннего контроля банка для того, чтобы оценить, в какой степени они могут полагаться на нее при определении характера, сроков и сфер аудиторской проверки.
Специфическая роль внешних аудиторов и методы, которые они используют в своей работе, зависят от конкретной страны. Согласно профессиональным стандартам аудита, принятым во многих странах, аудиторские проверки должны проводиться на основе плана и осуществляться с целью получения достаточной уверенности, что финансовые отчеты свободны от существенных искажений. Также на выборочной основе аудиторы проверяют документальные подтверждения операций и учетных записей, являющихся основанием для финансовой (бухгалтерской) и публикуемой отчетности. Аудитор оценивает используемые принципы и правила бухгалтерского учета и существенные допущения, сделанные руководством, а также общее представление финансовой отчетности. В некоторых странах надзорные органы требуют, чтобы внешние аудиторы представляли конкретную оценку круга вопросов, адекватности и эффективности системы внутреннего контроля банка, включая систему внутреннего аудита.
При всем разнообразии общим для всех стран является предположение, что внешний аудитор сможет оценить качество системы внутреннего контроля в той степени, которая необходима для суждения о состоянии отчетности банка. Степень внимания, уделяемая системе внутреннего контроля, зависит от конкретного аудитора и банка; однако обычно предполагается, что существенные недостатки, выявленные аудиторами, должны доводиться до сведения руководства в конфиденциальных письмах по результатам аудита и во многих странах — до сведения органов банковского надзора. Более того, во многих странах к внешним аудиторам могут предъявляться специальные надзорные требования, предписывающие способ проведения оценки внутреннего контроля и составления отчета о его состоянии.
Суть проблемы. В крупных системах велико количество пользователей, приложений и информационных ресурсов, взаимосвязи между ними сложны и разнообразны. В таких системах, как правило, применяются различные средства защиты, но при построении системы защиты очень важно правильно ее внедрить, грамотно ее эксплуатировать.
И если первая задача обычно проблем не вызывает, то задача эксплуатации, управления системой на протяжении ее жизненного цикла часто становится камнем преткновения.
За безопасность информационных систем чаще всего отвечает специальное подразделение – служба безопасности, однако управление частью встроенных в приложения и операционные системы механизмов защиты лежит на IT-подразделении. Эти настройки зачастую даже не контролируются службой безопасности.
А это означает, что рано или поздно наступает момент, когда настройки системы защиты и настройки штатных механизмов начинают расходиться. Это происходит потому, что отсутствуют процедуры, регламентирующие внесение изменений в информационную систему и в настройки механизмов безопасности. Кроме того, внести изменения в реальные настройки системы гораздо проще и быстрее, чем оформить их ( да и набрать номер администратора или забежать к нему по пути куда-либо проще, чем писать заявку). В результате в определенный момент времени практически невозможно ответить на вопрос: почему к данному ресурсу имеют доступ данные пользователи? Потеряна история всех производимых изменений, и уже нельзя определить – правильно или нет сконфигурированы – пусть даже самые совершенные – механизмы защиты.
Возможные последствия. Цена ошибок за неправильное администрирование измеряется либо предоставлением пользователю необоснованно больших компетенций (а равно создание огромной уязвимости в информационной системе), либо в какой-то момент он не может получить необходимый ему доступ, при этом, возможно, срывается выполнение задач организации в целом.
Проблема управления безопасностью растет как снежный ком и усложняется по мере развития информационной системы.
Другое по теме:
Банковские риски и величина банковского капитала
Величина банковского капитала должна быть достаточной для покрытия банковских рисков. Основные виды банковских рисков следующие: - кредитные риски (потери от невозврата кредитов); - финансовые риски (курсовые риски, связанные с переоценкой вследствие резких изменений валютного курса; риски рынка це ...
Основные проблемы в кредитовании предприятий сельского хозяйства и пути их
решения
Финансовый кризис, охвативший сектор реальной экономики, несет в себе не только негативные, но и позитивные факторы. На данное время складывается ситуация, которая может предоставить даже некоторые преимущества для российского агропромышленного комплекса. Кризисные условия должны быть использованы ...
Государственные коммерческие банки
Среди коммерческих банков по форме собственности выделяют государственные, кооперативные и частные коммерческие банки. Особенность государственного коммерческого банка заключается в том, что его уставный капитал принадлежит государству. Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение пол ...