Порядок образования коммерческих банков

Финансовая аналитика » Коммерческие банки и их операции » Порядок образования коммерческих банков

Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осуществляющий на основе полученной от Центрального банка лицензии посредническую деятельность в реализации специфических продуктов – кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий своей основной целью в отличие от Цен­трального банка получение прибыли.

В настоящее время в соответствии с основными банковскими законами центральные банки разрабатывают порядок создания коммерческого банка, определяют перечень документов, пред­ставляемых в банк для получения лицензии, основные требова­ния к такому банку, прежде всего требования к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в за­коне) и финансовому положению учредителей. Особое значение придается квалификации и моральной характеристике руководя­щего состава, так как управлять банком могут только компетент­ные и профессионально подготовленные лица, которые не при­влекались к судебной ответственности и не были замешаны в банкротстве.

В России к наиболее важным законам, регулирующим порядок создания и лицензирования коммерческих банков, относятся зако­ны «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс РФ, а также Инструкция ЦБ РФ от 14 февраля 2004 г. № 109-И «О порядке применения федераль­ных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредит­ных организаций и лицензирования банковской деятельности».

В соответствии с этими документами коммерческий банк может быть создан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество с минимальным уставным капиталом 5 млн. евро.

Для получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк РФ требует от учредителей банка представить определенные документы, анализ которых поможет определить потенциальную финансовую устойчивость, конкурентоспособ­ность будущего банка, целесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов, работать в рам­ках существующих законов.

К таким документам относятся:

1) заявление о государственной регистрации кредитной орга­низации, составленное по утвержденной постановлением Прави­тельства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при госу­дарственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» форме;

2) учредительный договор, который должен быть подписан всеми учре­дителями;

3) устав, утвержденный собранием учредителей кредитной организации;

4) бизнес-план кредитной организации, составленный в соот­ветствии с требованиями, установленными нормативными доку­ментами Банка России, и утвержденный общим собранием учре­дителей;

5) протокол общего собрания учредителей;

6) документы, подтверждающие уплату государственной по­шлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о вы­даче лицензии на осуществление банковских операций в размере 0,1 % уставного капитала;

7) копии документов, подтверждающих государственную ре­гистрацию учредителей;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной орга­низации;

9) копии документов, подтверждающих право собственности;

10) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований по ведению кассовых операций;

11) уведомление о приобретении более 5 % акций (долей) кредитной организации;

12) заключение федерального антимонопольного органа;

13) документы, необходимые для регистрации первого вы­пуска акций кредитной организации;

14) список учредителей кредитной организации, который должен быть представлен на бумажном носителе.

Пакет документов представляется в территориальное учреж­дение Банка России по предполагаемому местонахождению соз­даваемой организации. Принятие решения о государственной ре­гистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуще­ствление банковских операций или об отказе в этом Банком России производится в срок, не превышающий 6 мес. с даты пре­доставления всех документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение 3 дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Другое по теме:

Сущность предпринимательского риска и его классификация
Категорию "риск" можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск - это угроза ...

Классификация систем денежных переводов
Системы денежных переводов появились много веков назад. Эти системы существуют и сейчас. Они были основаны на доверии, конфиденциальности, дешевизне и скорости перевода денег. Их относят к неофициальным системам денежных переводов. Официальные системы, в свою очередь, появились 150 лет назад. На со ...

Создание центрального депозитария в РФ
О создании ЦД — единой организации для расчетов на всех биржах — говорят уже десять лет. Всякий раз эту идею пытался воплощать в жизнь какой-либо высокопоставленный чиновник, но не успевал — отправлялся в отставку. Изначально планировалось, что ЦД станет созданная при поддержке USAID Депозитарно-кл ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru