Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осуществляющий на основе полученной от Центрального банка лицензии посредническую деятельность в реализации специфических продуктов – кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий своей основной целью в отличие от Центрального банка получение прибыли.
В настоящее время в соответствии с основными банковскими законами центральные банки разрабатывают порядок создания коммерческого банка, определяют перечень документов, представляемых в банк для получения лицензии, основные требования к такому банку, прежде всего требования к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в законе) и финансовому положению учредителей. Особое значение придается квалификации и моральной характеристике руководящего состава, так как управлять банком могут только компетентные и профессионально подготовленные лица, которые не привлекались к судебной ответственности и не были замешаны в банкротстве.
В России к наиболее важным законам, регулирующим порядок создания и лицензирования коммерческих банков, относятся законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс РФ, а также Инструкция ЦБ РФ от 14 февраля 2004 г. № 109-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».
В соответствии с этими документами коммерческий банк может быть создан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество с минимальным уставным капиталом 5 млн. евро.
Для получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк РФ требует от учредителей банка представить определенные документы, анализ которых поможет определить потенциальную финансовую устойчивость, конкурентоспособность будущего банка, целесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов, работать в рамках существующих законов.
К таким документам относятся:
1) заявление о государственной регистрации кредитной организации, составленное по утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» форме;
2) учредительный договор, который должен быть подписан всеми учредителями;
3) устав, утвержденный собранием учредителей кредитной организации;
4) бизнес-план кредитной организации, составленный в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами Банка России, и утвержденный общим собранием учредителей;
5) протокол общего собрания учредителей;
6) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций в размере 0,1 % уставного капитала;
7) копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей;
8) анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
9) копии документов, подтверждающих право собственности;
10) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований по ведению кассовых операций;
11) уведомление о приобретении более 5 % акций (долей) кредитной организации;
12) заключение федерального антимонопольного органа;
13) документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации;
14) список учредителей кредитной организации, который должен быть представлен на бумажном носителе.
Пакет документов представляется в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой организации. Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом Банком России производится в срок, не превышающий 6 мес. с даты предоставления всех документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение 3 дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Другое по теме:
Сущность предпринимательского риска и его классификация
Категорию "риск" можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск - это угроза ...
Классификация
систем денежных переводов
Системы денежных переводов появились много веков назад. Эти системы существуют и сейчас. Они были основаны на доверии, конфиденциальности, дешевизне и скорости перевода денег. Их относят к неофициальным системам денежных переводов. Официальные системы, в свою очередь, появились 150 лет назад. На со ...
Создание центрального депозитария в РФ
О создании ЦД — единой организации для расчетов на всех биржах — говорят уже десять лет. Всякий раз эту идею пытался воплощать в жизнь какой-либо высокопоставленный чиновник, но не успевал — отправлялся в отставку. Изначально планировалось, что ЦД станет созданная при поддержке USAID Депозитарно-кл ...