Порядок образования коммерческих банков

Финансовая аналитика » Коммерческие банки и их операции » Порядок образования коммерческих банков

Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осуществляющий на основе полученной от Центрального банка лицензии посредническую деятельность в реализации специфических продуктов – кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий своей основной целью в отличие от Цен­трального банка получение прибыли.

В настоящее время в соответствии с основными банковскими законами центральные банки разрабатывают порядок создания коммерческого банка, определяют перечень документов, пред­ставляемых в банк для получения лицензии, основные требова­ния к такому банку, прежде всего требования к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в за­коне) и финансовому положению учредителей. Особое значение придается квалификации и моральной характеристике руководя­щего состава, так как управлять банком могут только компетент­ные и профессионально подготовленные лица, которые не при­влекались к судебной ответственности и не были замешаны в банкротстве.

В России к наиболее важным законам, регулирующим порядок создания и лицензирования коммерческих банков, относятся зако­ны «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс РФ, а также Инструкция ЦБ РФ от 14 февраля 2004 г. № 109-И «О порядке применения федераль­ных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредит­ных организаций и лицензирования банковской деятельности».

В соответствии с этими документами коммерческий банк может быть создан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество с минимальным уставным капиталом 5 млн. евро.

Для получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк РФ требует от учредителей банка представить определенные документы, анализ которых поможет определить потенциальную финансовую устойчивость, конкурентоспособ­ность будущего банка, целесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов, работать в рам­ках существующих законов.

К таким документам относятся:

1) заявление о государственной регистрации кредитной орга­низации, составленное по утвержденной постановлением Прави­тельства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при госу­дарственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» форме;

2) учредительный договор, который должен быть подписан всеми учре­дителями;

3) устав, утвержденный собранием учредителей кредитной организации;

4) бизнес-план кредитной организации, составленный в соот­ветствии с требованиями, установленными нормативными доку­ментами Банка России, и утвержденный общим собранием учре­дителей;

5) протокол общего собрания учредителей;

6) документы, подтверждающие уплату государственной по­шлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о вы­даче лицензии на осуществление банковских операций в размере 0,1 % уставного капитала;

7) копии документов, подтверждающих государственную ре­гистрацию учредителей;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной орга­низации;

9) копии документов, подтверждающих право собственности;

10) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований по ведению кассовых операций;

11) уведомление о приобретении более 5 % акций (долей) кредитной организации;

12) заключение федерального антимонопольного органа;

13) документы, необходимые для регистрации первого вы­пуска акций кредитной организации;

14) список учредителей кредитной организации, который должен быть представлен на бумажном носителе.

Пакет документов представляется в территориальное учреж­дение Банка России по предполагаемому местонахождению соз­даваемой организации. Принятие решения о государственной ре­гистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуще­ствление банковских операций или об отказе в этом Банком России производится в срок, не превышающий 6 мес. с даты пре­доставления всех документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение 3 дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Другое по теме:

Обязанности и роль внешних аудиторов
Несмотря на то что внешние аудиторы по определению не являются частью банковского учреждения и поэтому не входят в его систему внутреннего контроля, их деятельность, в процессе которой с руководством обсуждаются рекомендации по улучшению внутреннего контроля, оказывает важное влияние на качество вн ...

Основные факторы кредитоспособности
Большинство методик оценки кредитоспособности схожи между собой по набору коэффициентов оценки финансового состояния заемщика. Отличие лишь в том, что оцениваемые показатели сгруппированы в разные агрегаты и к ним применяются отличные весовые коэффициенты. Как правило, методики содержат следующие г ...

История и сущность биржевой деятельности
Фондовый рынок — это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т. е. ценных бумаг. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru