Использование многомерного анализа при рейтинговой оценке кредитоспособности предприятия

Финансовая аналитика » Методики оценки кредитоспособности клиентов банка » Использование многомерного анализа при рейтинговой оценке кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность заемщика – способность лица полностью и в установленный срок рассчитается по своим долговым обязательствам.

При определении кредитоспособности заемщика банк определяет степень риска, которую он готов взять на себя, размер кредита, условия его предоставления (сроки, процентные ставки, степень их дифференциации, порядок уплаты и т.д.).

Первый этап. На данном этапе анализа банк изучает диагностическую информацию о клиенте в состав которой входит аккуратность оплаты счетов кредиторов прочих инвесторов, тенденции развития предприятия, мотивы обращения за ссудой, состав и размер долгов предприятия-клиента.

Информация о составе и размере активов (имущества) предприятия используется при определении суммы кредита. Изучение состава активов позволяет установить долю высоколиквидных средств, которые при необходимости можно быстро реализовать и превратить в денежную наличность (касса, деньги на счетах, краткосрочные финансовые вложения, товары отгруженные, дебиторская задолженность и т.д.).

Второй этап определения кредитоспособности предусматривает рейтинговую оценку финансового состояния заемщика и его устойчивости. Здесь рассматривается целый комплекс показателей, которые могут выбираться по усмотрению аналитика. При этом необходимо отметить, чем больше показателей будет использовано при анализе, тем точнее будут выводы. Однако при увеличении количества показателей задача комплексной оценки усложняется, поскольку субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по оборачиваемости капитала предприятие будет занимать первое место, по уровню рентабельности продаж – третье, по коэффициенту ликвидности – пятое и т.д.

Задача комплексной оценки в территориальном плане сейчас решается в двух направлениях. Первое – это разработка обобщающего или интегрального показателя, который бы воплотил наиболее весомые стороны хозяйственной деятельности. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя. Такой показатель пока не найден, а многочисленные исследования показывают трудность его разработки.

Другое направление комплексной оценки – разработка алгоритмов вычислительных процедур, которые бы на основе комплекса показателей обеспечили однозначную оценку результатов хозяйственной деятельности.

Для решения данной задачи довольно широко используются алгоритмы, основанные на методе «суммы мест». Но эти методики имеют существенный недостаток, потому что в них не учитывается использование методики многомерного сравнительного анализа, которая позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого предприятия, но и степень их близости (дальности) до показателя предприятия-эталона. В связи с этим необходимо координаты сравниваемых предприятий выражать в долях соответствующих координат предприятия-эталона, взятого за единицу.

При это необходимо отметить, что данная методика используется банками для того чтобы рассмотреть реальные достижения всех предприятий-конкурентов и степень их близости до предприятия-эталона, кроме того эта методика делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера, основанную на результатах его прошлой и текущей деятельности, а также данная методика позволяет оценить финансовую устойчивость предприятий.

Другое по теме:

Цели управления страховой организацией
Главной целью деятельности коммерческого предприятия любой отрасли экономики является получение прибыли. В деятельности же страховой организации прибыль как разница между доходами и расходами от осуществления страховых операций может в определенных случаях и не являться главным приоритетом в резуль ...

Особенности маркетинга в банковской сфере
Многие западные специалисты обращают внимание на то, что в области банковского маркетинга сейчас происходит настоящая революция, связанная с усилением нацеленности банка на удовлетворение спроса и потребностей клиентов. Подобная стратегия может повысить рентабельность операций на 50 и более процент ...

Международная банковская практика оценки корпоративных клиентов
Практика выдачи корпоративных кредитов по-прежнему остается актуальной: обслуживание корпоративных клиентов как оптовых покупателей всегда было одним из приоритетных направлений банковской деятельности[7]. Современная экономическая ситуация и здоровая конкуренция подталкивают банки к расширению кре ...

Главное меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru