Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации

Финансовая аналитика » Организация деятельности Центрального Банка Российской Федерации » Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации

Страница 2

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - это структурные подразделения в составе территориальных учреждений Банка России. Задачи и функции РКЦ определяются Типовым положением о РКЦ Банка России, утвержденным Советом директоров [Типовое положение Банка России от 7 октября 1996 г. № 02-373 «О расчетно-кассовых центрах» // Опуб. не был.]. Основной целью их деятельности является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ. Следовательно, главная функция РКЦ - осуществление расчетов между кредитными организациями.

По состоянию на 1 января 2002 г. в систему Банка России входили 78 территориальных учреждений, 5 отделений Московского городского территориального управления, 1169 расчетно-кассовых центров, центральное и сеть межрегиональных хранилищ, 5 организаций программно-технического комплекса, ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России [По данным годового отчета Банка России за 2001 г.].

Полевые учреждения Банка России - это воинские учреждения, которые в своей деятельности руководствуются воинскими уставами. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территории объектов и обслуживаемых полевыми учреждениями в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

В настоящее время полевые учреждения имеются во всех воинских округах, на флотах и в группах войск, государствах ближнего зарубежья (Армении, Грузии, Казахстане, Латвии, Таджикистане, Кыргызстане), Приднестровье, местностях с тяжелыми климатическими условиями (Анадыре, Тикси, на Новой Земле), точках базирования дальней авиации, на полигонах, космодромах Байконур и Плесецк. Кроме того, они действуют в составе некоторых видов Вооруженных сил РФ. Полевое учреждение, дислоцированное на космодроме Байконур, кроме войсковых частей и обеспечивающих жизнедеятельность космодрома организаций и учреждений обслуживает администрацию г. Ленинска и ее структурные подразделения [Деньги и кредит. 1996. № 12. С. 65.].

Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах.

Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее - по его обязательствам. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или когда иное не предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов РФ.

Политическая независимость Банка России проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а также в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Политическая независимость Банка России выражается и в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Это выражается в том, что Государственная Дума назначает на должность и освобождает от нее Председателя Банка России по представлению Президента РФ, а также членов Совета директоров по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решение, принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений, проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей. При представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Дума заслушивает доклады Председателя о деятельности Банка России.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Понятие кредитоспособности, цели и задачи оценки кредитоспособности
Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. [15, с. 83] Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике являлось и является одним из основных объектов оценки при определении целесообраз ...

Процесс оценки стоимости недвижимости
Процесс оценки стоимости объекта недвижимости – последовательность действий, выполняемых оценщиком в ходе определения стоимости. В начале процесса оценки необходимы сбор и обработка информации, касающейся не только самого оцениваемого объекта, но и его ближайшего окружения с учетом всех факторов, в ...

Актуальные вопросы мониторинга корпоративных клиентов коммерческих банков
В условиях жесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличивать количество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этом смысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности банка ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru