Основы организации безналичных расчётов

Страница 1

Безналичные расчёты – это расчёты, совершаемые путём перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчётных документов в стандартизированной форме, а также путём взаимозачёта встречных требований. При безналичных расчётах все платежи совершаются в рамках банковской системы, вследствие этого проведение безналичных расчётов требует соблюдения ряда обязательных условий.

Во-первых, необходимо наличие счетов для отражения расчётных операций. Типы счетов, используемых для расчётных операций, могут быть самые разнообразные: валютные, для проведения расчётов в иностранной валюте; бюджетные, для целевого использования бюджетных средств; текущие, с помощью которых осуществляется ограниченная часть операций, главным образом связанных с оплатой труда, административными расходами и совершением расчетов физических лиц. Особенное значение имеют счета до востребования для обслуживания текущей (основной) деятельности коммерческих предприятий и организаций. В разных странах они имеют различные названия, например, во Франции - текущие, в США - чековые, в Германии - жиросчета, в России - расчётные.

Во-вторых, необходимо наличие системы записей по счетам. Безналичные деньги – это записи на счетах в банках, поэтому движение денежных единиц в безналичном обороте отражается в виде записей по счетам в банке. Каждая новая сделка или платёж требуют новой записи на счёте в банке. Одной записью нельзя обслужить несколько сделок (купля – продажа требует две записи).

В-третьих, обязательно наличие посредников для проведения расчётов, которыми являются кредитные организации, как правило, банки. Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платёжных документов в соответствии с федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является Центральный банк. Банк России координирует, регулирует и лицензирует организацию платёжных и расчётных систем в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчёты между кредитными организациями. Непосредственным осуществлением межхозяйственных расчётных операций по поручению клиентов занимаются коммерческие банки, получившие лицензии Банка России и имеющие корреспондентский счёт в учреждении Центрального банка.

При осуществлении безналичного платежа деньги должны списываться со счёта плательщика и зачисляться на счёт получателя - другого предприятия. Если счета плательщика и получателя находятся в одном банке, то в нем происходит простое перемещение средств по счетам. Если же их счета открыты в разных банках, то средства переводятся из одного банка (банка-плательщика) в другой (банк-получатель), т. е. осуществляются межбанковские расчёты.

Широкому применению безналичных расчётов в нашей стране способствует разветвленная банковская сеть. По состоянию на 1 января 2010 г., участниками межбанковских расчетов были 1058 действующих кредитных организаций (в том числе 1007 банков и 51 небанковская кредитная организация), и 3183 их филиала. Также обслуживание клиентов осуществляют дополнительные офисы кредитных организаций, расположенные практически во всех регионах России.

Преобладающая часть безналичного платежного оборота (примерно 75%) приходится на расчеты по товарным операциям, т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальное — это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и т.д.

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами могут осуществляться различными способами, определяющими последовательность и характер перечисления средств с одного счёта на другой в процессе расчётов. Порядок осуществления расчётов включает время совершения платежа, степень его гарантированности, источник и полноту платежа, последовательность движения средств по счетам.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — это сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Система ведения реестра владельцев ценных бумаг — это совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/ ...

Некоторые особенности развития казахстанской экономики в последние годы
Финансовые потрясения в мировой экономике продемонстрировали подверженность экономики Республики Казахстан внешним рискам. Фундаментальные особенности развития экономики, которые формировались на протяжении последних нескольких лет, стали одними из основных факторов уязвимости. Доходы сырьевых отра ...

Департамент по работе с частными клиентами: структура и анализ его работы
Как видно из организационной структуры в Центральном офисе (см. приложение А), вопросами, связанными с работой с физическими лицами, занимаются департамент по работе с частными клиентами, отдел по работе с карточными продуктами, отдел электронных каналов обслуживания и продаж, а также отдел управле ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru