Основы организации безналичных расчётов

Страница 2

Существуют следующие основные способы платежа:

1) путём списания средств со счета плательщика с последующим их зачислением на счёт получателя (поставщика);

2)платежи с предварительным депонированием средств (в банке поставщика);

3) платежи за счёт средств банка с последующим возмещением плательщиком;

4) путем зачёта взаимных требований предприятий и перечисления сальдо (остатка) незачтённой суммы.

При безналичных расчётах время осуществления платежа может не совпадать со временем возникновения обязательств по оплате. Оплата может производиться до отгрузки товара и оказания услуг (предоплата, авансирование), после отгрузки продукции или одновременно с ней, после получения и приемки товара покупателем, а также через определенный период времени, оговоренный в расчётном документе. Разновидностью последней является консигнация, то есть совершение платежа после реализации покупателем полученного от поставщика товара.

Исполнение безналичных платежей различается не только по времени, но и по степени полноты платежа. Степень полноты платежа предусматривает платеж в полной сумме, платеж путем перечисления части суммы, оплату каждой конкретной услуги и поставки товара, укрупненный периодический платеж за поставляемые товары.

Источниками совершения платежа могут являться собственные средства предприятий, физических лиц, бюджетные ассигнования, а также заёмные средства, в качестве которых выступают займы других предприятий и кредиты коммерческого банка.

Степень гарантированности платежа предполагает следующие формы гарантий: депонирование средств в банке поставщика, предоплату или авансирование поставщика, гарантию банка, банковский кредит, гарантию и поручительства третьих лиц.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.

В случае недостаточности денежных средств на расчетном счете для удовлетворения всех предъявленных претензий законодательством предусматривается очередность списания средств со счета. Ее необходимость связана с обеспечением своевременного и полного поступления средств в бюджет, недопущением задолженности предприятий по социальным выплатам.

Согласно этой очерёдности, вначале должны осуществляться платежи по исполнительным документам для возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью, а также алименты, следом социальные выплаты, затем должно происходить списание средств в бюджет и внебюджетные фонды, после этого удовлетворяются другие различные денежные требования, согласно исполнительным и платёжным документам.

Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах. Формы расчетов – это урегулированные законодательством и банковскими правилами способы исполнения через банк денежных обязательств юридических и физических лиц, которые отличаются порядком списания средств со счёта плательщика и их зачисления на счёт получателя, видом расчётного документа, порядком документооборота. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчёты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчёты по инкассо, а также расчёты в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Основные формы безналичных расчетов, используемые в нашей стране, и их специфические особенности будут подробнее рассмотрены во второй главе данной курсовой работы.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Анализ факторов, влияющих на работоспособность
Рассмотрим более подробно, какие негативные факторы влияют на трудовой процесс работников банка, а также причины их возникновения. Во-первых, на трудовой процесс оказывают влияние элементы рабочего места, к которым относятся рабочее помещение, рабочая мебель, освещённость, а также предметы, которым ...

Разработка частных политик
Второй уровень документов по обеспечению ИБ составляют документы, определяющие правила, требования и принципы, используемые применительно к отдельным областям ИБ, видам и технологиям деятельности организации БС РФ. Кроме того, в состав документов данного уровня рекомендуется включить планы работ по ...

Система органов внутреннего контроля
В соответствии со статьями 10 и 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях, а организационная структура кредитной организации в части ра ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru