Принципы организации безналичных расчётов

Страница 2

Указанный принцип призван обеспечить гарантию исполнений платежа, укрепить платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчётов, а следовательно, и надёжность всего платёжно-расчётного оборота.

4. Принцип акцепта (согласия) на осуществление расчётов. Списание средств со счёта при выполнении расчётов происходит по распоряжению владельца счёта. Его воля должна быть выражена:

1) либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, оформленного в виде определённого расчётного документа (платёжного поручения, чека, заявления на открытие аккредитива) или платёжного инструмента (вексель);

2) либо в форме письменного согласия на такое перечисление по требованию, предъявленному третьим лицом напрямую в банк плательщика в документарном виде. Письменное согласие может быть оформлено в виде специального заявления или путём акцепта документов, выписанных получателями средств (отметка об акцепте на переводном векселе и т.п.).

Все расчётные операции выполняются исключительно при условии предоставления в банк расчётных документов, оформленных в соответствии с установленными банковскими правилами. Обязательным условием является также письменное оформление волеизъявления владельца счёта на документе в виде его личной подписи или подписи уполномоченных им лиц.

Вместе с тем в России законодательством предусмотрены некоторые случаи списания со счёта средств в бесспорном и безакцептном порядках. Предусмотрены следующие случаи бесспорного (без согласия плательщика) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и др.

Без распоряжения клиента (в безакцептном порядке) списание денежных средств, находящихся на счете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком или клиентом.

5. Принцип срочности расчётов. Своевременное и полное перечисление средств со счетов клиента-плательщика на счёт клиента-поставщика является необходимым условием функционирования экономики. Использование безналичных денег вместо наличных не должно создавать трудностей при осуществлении хозяйственной деятельности.

Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемных средствах и управлять своей ликвидностью.

Хозяйствующие субъекты должны иметь возможность влиять на скорость осуществления расчётов в пределах реальных возможностей банков, национальной и международной платёжно-расчётных систем. Срок и очередность платежа являются обязательными реквизитами платежных документов.

В России в интересах хозяйственного оборота сроки проведения расчётов законодательно регулируются. В соответствии со ст. 80 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать двух операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пяти операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации. Эти сроки отражают современные технические и организационные условия осуществления расчётов.

Договорные отношения с обслуживающими их банками должны предусматривать ответственность баков за задержку расчётов.

6. Принцип контроля всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Каждое предприятие одновременно является покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредитором в соответствии с договором. Выступая в качестве продавца (поставщика), предприятие в целях увеличения выручки проводит контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Оценка результатов функционирования современной банковской системы России
Для того чтобы понять, к чему можно прийти в будущем, нужно оценить, что происходит сегодня. Оценивать скорость и качество развития российской банковской системы в последние годы можно по-разному. С одной стороны, она действительно растет темпами, опережающими развитие экономики. Так, прирост совок ...

Актуальные вопросы мониторинга корпоративных клиентов коммерческих банков
В условиях жесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличивать количество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этом смысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности банка ...

Кредитование корпоративных клиентов
Одной из необходимых составляющих существования и дальнейшего развития корпоративного предпринимательства в России является доступность и действительная возможность получения кредитных ресурсов. Развитый корпоративный бизнес - это ключ к экономическому процветанию и социальному благополучию страны. ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru