Практически в каждом учебном или научном труде по маркетингу в разделе, посвященном оптовой торговле, дается определение понятию «биржа», хотя необходимо отметить, что и существовавшее до этого в экономической теории определение, достаточно полно характеризует биржу, как экономический механизм товарного рынка, его инфраструктурный элемент. В частности указывается, что «биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка заменимых товаров, продающихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам .» [1] . Современные определения носят более конкретный, функциональный характер, подчеркивая отдельные особенности работы биржи: «Биржа — это специально оборудованное место для торговли; это ассоциация членов, организованных в комитеты и избравших совет управляющих; это офис с президентом и клерками для обслуживания членов биржи и клиентов, имеющий правила и постановления, регулирующий биржевую торговлю, это пункты, оборудованные для приема-отправки продукции»[2], выделяя особенности действия биржи как рыночного механизма: «Товарная биржа — коммерческо-посредническое предприятие, функционирующее на регулярной основе, где осуществляются сделки купли-продажи товара с определенными характеристиками» [3].
К одной из таких особенностей относятся правила ведения биржевых торгов, отличных от других видов торговли. По мнению О. Штиллиха [4] , «биржа — это большой рынок для оборота движимых капиталов и для правильной расценки товаров и ценных бумаг, большой денежный рынок, прежде всего для государств, общин и множества промышленных предприятий. Она регулирует кредитные, денежные и платежные отношения в стране, как и между отдельными государствами. Она посредствует между ищущим помещения капиталом, с одной стороны, и нуждающимся в капитале, с другой».
Товарная биржа является объединением продавцов и покупателей для ведения торговых операций. Биржевая торговля организуется для облегчения самого процесса купли-продажи, для выработки более надежного его механизма. Она вобрала в себя черты как обычной рыночной, так и ярмарочной торговли. Современное биржевое законодательство трактует биржу как организацию с правами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в оговоренное время по установленным правилам [5]. Однако современная коммуникационная революция внесла в это определение некоторые коррективы, и было бы более правильно толковать биржу как юридическое лицо, неприбыльное предприятие, имеющее главной целью создание организованного оптового товарного рынка путем проведения биржевых торгов по фиксированным правилам, в четко оговоренное время с применением стандартизированных товаров. Ее главное отличие от законодательной трактовки состоит в том, что торги проводятся не обязательно в гласной форме, возможен вариант и электронной организации рынка. Примером тому может служить Торговая система ММВБ.
В более широком плане биржа представляет собой организованный товарный рынок, в рамках которого в соответствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Другой особенностью работы бирж является их бесприбыльность. Товарная биржа по своему статусу представляет собой общественную организацию, которая не ставит своей целью получение прибыли. Это союз предпринимателей и торговцев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности. Товарная биржа является неприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходами за минусом установленных законодательством платежей может быть использована только на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко определить место биржи в системе оптового посредничества, это не дополнительный механизм обогащения коммерсантов, а передаточное устройство в экономическом механизме общества. Если бы биржи стремились к максимизации своей прибыли, то это увеличивало бы плату за совершение сделки, что затрудняло бы реализацию товара. Но товаропроизводители заключают коммерческий союз между собой для того, чтобы решить проблему реализации, а не облагать куплю-продажу дополнительной пошлиной. Задача товаропроизводителей — получить «свою» прибыль, которая уже содержится в их товаре, а не пускаться в спекулятивную игру.
Другое по теме:
Правовое регулирование рынка МЦБ
Правовое регулирование института МЦБ осуществляется посредством принятия законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт совреме ...
Рефинансирование как инструмент денежно-кредитного регулирования
В январе 2009 года в условиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности составлял около 820 млрд. рублей. Стабилизация внутреннего ...
Кредитные продукты ВТБ-24 для предприятий и индивидуальных
предпринимателей
«ВТБ 24» (закрытое акционерное общество) образован на базе «Гута-банка», не выдержавшего межбанковского кризиса 2004 года и выкупленного Внешторгбанком (ныне «ВТБ») при активном участии Банка России. В 2005 году «Гута-банк» переименован в ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги», а в ноябре 2006 года — ...