Определение понятия биржи

Практически в каждом учебном или научном труде по маркетингу в разделе, посвященном оптовой торговле, да­ется определение понятию «биржа», хотя необходимо от­метить, что и существовавшее до этого в экономической теории определение, достаточно полно характеризует бир­жу, как экономический механизм товарного рынка, его ин­фраструктурный элемент. В частности указывается, что «биржа — наиболее развитая форма регулярно функцио­нирующего оптового рынка заменимых товаров, продаю­щихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам .» [1] . Современные определения носят более конкретный, фун­кциональный характер, подчеркивая отдельные особенности работы биржи: «Биржа — это специально оборудованное место для торговли; это ассоциация членов, организован­ных в комитеты и избравших совет управляющих; это офис с президентом и клерками для обслуживания членов бир­жи и клиентов, имеющий правила и постановления, регу­лирующий биржевую торговлю, это пункты, оборудованные для приема-отправки продукции»[2], выделяя особенности действия биржи как рыночного механизма: «Товарная бир­жа — коммерческо-посредническое предприятие, функци­онирующее на регулярной основе, где осуществляются сдел­ки купли-продажи товара с определенными характеристи­ками» [3].

К одной из таких особенностей относятся правила веде­ния биржевых торгов, отличных от других видов торгов­ли. По мнению О. Штиллиха [4] , «биржа — это большой рынок для оборота движимых капиталов и для правиль­ной расценки товаров и ценных бумаг, большой денежный рынок, прежде всего для государств, общин и множества промышленных предприятий. Она регулирует кредитные, денежные и платежные отношения в стране, как и между отдельными государствами. Она посредствует между ищу­щим помещения капиталом, с одной стороны, и нуждаю­щимся в капитале, с другой».

Товарная биржа является объединением продавцов и покупателей для ведения торговых операций. Биржевая торговля организуется для облегчения самого процесса купли-продажи, для выработки более надежного его ме­ханизма. Она вобрала в себя черты как обычной рыноч­ной, так и ярмарочной торговли. Современное биржевое законодательство трактует биржу как организацию с пра­вами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, про­водимых в заранее определенном месте и в оговоренное время по установленным правилам [5]. Однако современ­ная коммуникационная революция внесла в это опреде­ление некоторые коррективы, и было бы более правиль­но толковать биржу как юридическое лицо, неприбыль­ное предприятие, имеющее главной целью создание ор­ганизованного оптового товарного рынка путем проведе­ния биржевых торгов по фиксированным правилам, в четко оговоренное время с применением стандартизиро­ванных товаров. Ее главное отличие от законодательной трактовки состоит в том, что торги проводятся не обяза­тельно в гласной форме, возможен вариант и электрон­ной организации рынка. Примером тому может служить Торговая система ММВБ.

В более широком плане биржа представляет собой орга­низованный товарный рынок, в рамках которого в соответ­ствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Другой особен­ностью работы бирж является их бесприбыльность. Товар­ная биржа по своему статусу представляет собой об­щественную организацию, которая не ставит своей целью получение прибыли. Это союз предпринимателей и торгов­цев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности. Товарная биржа является неприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходами за минусом установленных законодательством платежей может быть использована только на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко определить место биржи в системе оптового посредни­чества, это не дополнительный механизм обогащения ком­мерсантов, а передаточное устройство в экономическом механизме общества. Если бы биржи стремились к макси­мизации своей прибыли, то это увеличивало бы плату за совершение сделки, что затрудняло бы реализацию товара. Но товаропроизводители заключают коммерческий союз между собой для того, чтобы решить проблему реализации, а не облагать куплю-продажу дополнительной пошлиной. Задача товаропроизводителей — получить «свою» прибыль, которая уже содержится в их товаре, а не пускаться в спе­кулятивную игру.

Другое по теме:

Этапы и организация кредитного процесса
Рассмотрим этапы кредитного процесса: 1. Знакомство с потенциальным заемщиком. На этом этапе изучаются сфера деятельности клиента, состояние дел в данном бизнесе на текущий момент и в перспективе, основные поставщики, покупатели, правовой статус организации-заемщика; определяется цель кредита и ее ...

История развития лондонского рынка драгоценных металлов
В своей настоящей форме этот рынок существует с 1919 года. Достаточно долгое время Лондонский золотой рынок являлся рынком для нерезидентов, так как согласно Акту валютного контроля резиденты Великобритании не имели права приобретать золото, а профессиональные дилеры должны были получить лицензию у ...

Банковский кризис в России: причины, последствия кризиса банковской системы
Под банковским кризисом обычно понимается устойчивая неспособность большого числа банков выполнять свои обязательства перед контрагентами. Такая неспособность выражается в виде невыполнения условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств. ...

Главное меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru