В дореволюционное время для учета морального облика клиента предлагалось принимать во внимание прошлое его компаньонов в деле, а равно и тех фирм, в зависимости или в тесной деловой связи с которыми он состоял. [3, с.2]
В то же время сложность оценки кредитоспособности обуславливает применение разнообразных подходов к такой задаче — в зависимости как от особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга. Это значит, что применять их следует в комплексе.
Сложность оценки кредитоспособности делает неизбежным применение к ней разнообразных подходов. Это подтверждается и мировым опытом. В различных странах накоплен свой опыт оценки ликвидности балансов и кредитоспособности, имеются существенные отличия в применяемых показателях.
Один из таких подходов, претендующих на комплексность, основан на системе показателей, используемых американскими специалистами,— так называемый метод или правило шести «Си».
Легко заметить, что принцип шести «Си» не лишен недостатков. Названные показатели, за некоторым исключением, не могут быть выражены непосредственно в цифровых величинах. Значит, и тут возникает проблемы надежности аргументации в пользу того или иного вывода. В Англии ключевым, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд заемщикам, являются термин «PARTS» [5, с.42], включающий в себя:
purpose — назначение, цель;
amount — сумма, размер;
repayment — оплата, возврат долга и процентов;
term — срок;
security — обеспечение, залог.
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческим банками включают в себя три блока:
1. оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2. оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческим банками;
3. использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
• характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
•факторы производства:
a) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала и др.);
b) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
c) финансовые ресурсы;
d) экономическая Среда (на какой стадии жизненного цикла находятся выпускаемая продукции, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
e) В Японии, кроме общепринятых, применяют и коэффициенты собственности (отношение собственного капитала к итогу баланса, соотношение заемного и собственного капитала и др.).В разных странах рассчитываются и многие другие показатели.
Другое по теме:
Маркетинговый анализ клиентской базы филиала ООО «Связь-Банк»
Среди клиентов банка предприятия различных отраслей промышленности, оборонные, металлургические, транспортные, сельскохозяйственные, предприятия агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, строительные организации, страховые компании, таможе ...
Использование многомерного анализа при рейтинговой оценке
кредитоспособности предприятия
Кредитоспособность заемщика – способность лица полностью и в установленный срок рассчитается по своим долговым обязательствам. При определении кредитоспособности заемщика банк определяет степень риска, которую он готов взять на себя, размер кредита, условия его предоставления (сроки, процентные ста ...
Аккредитивная форма расчетов
Сущность данной формы состоит в том, что плательщик дает поручение банку открыть аккредитив и в соответствии с этим поручением банк (банк-эмитент) обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку произвести пл ...