Зачёт взаимных требований

В сложной системе хозяйственных связей существует возможность появления встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Эта ситуация служит основой применения такой специфической формы безналичных расчетов как зачет взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов состоит в относительной простоте и экономичности.

К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: платежные требования-поручения, платежные поручения, расчетные чеки и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета.

Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые. Постоянно действующие периодические расчеты по сальдо производятся обычно один раз в десять дней между двумя хозяйственными организациями на основе встречных, примерно равных поставок. Оба участника зачетов ведут у себя счета взаимных расчетов, на которых учитываются все суммы к платежам. Расчетные документы не сдаются в банк, а направляются сразу покупателю с отражением их суммы на счете взаимных требований. Периодически представители сторон выверяют счета взаимных расчетов, устанавливают, в чью пользу имеется сальдо, и на эту сумму выписывают либо платежное поручение, либо другой расчетный документ, который совершает традиционный документооборот.

Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в пользу другой стороны имеет к ней встречные требования и претензии. Незачтенный остаток средств погашает сторона, которая должна была больше заплатить. Разовые групповые зачеты могут проводить банки на определенную дату (конец квартала, начало года) для устранения образовавшейся взаимной просроченной задолженности юридических лиц по расчетам друг с другом.

В настоящее время предприятия и организации, так же, как, впрочем, и банки, могут осуществлять взаимозачеты через клиринговые палаты (центры). Банки, их учреждения могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований, организовывать свои расчетные (клиринговые) центры для совершения расчетов обслуживаемой клиентуры, проводить в них зачетные операции взаимных требований хозорганов, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их учреждениях для расчетов своих клиентов. Сальдо взаимных платежей погашается путем перевода средств по корреспондентским счетам этих банков, их учреждений, а также в РКЦ Банка России.

Клиринговые центры создаются обычно банками на акционерных началах, на условиях взаимной выгоды с целью ускорения и рационализации платежного оборота.

Другое по теме:

Современные электронные деньги
В феврале 1995 г. английский Barclays Bank стал первым крупным европейским банком, который приступил к осуществлению предпринимательской деятельности с использованием сети Интернет. На специальном веб-сайте банка была открыта Интернет-витрина (магазин) по продаже вин, игрушек, а также железнодорожн ...

Анализ деятельности страховой компании "Д2 Страхования"
Сейчас основную долю страхового портфеля ЗАО "Д2 Страхование" составляет личное страхование, в том числе страхование от несчастных случаев и медицинское страхование. Это видно из числа поступления страховых премий в период за 2009 год: всего по личному страхованию 8374 тысяч рублей, в том ...

Классификация коммерческих банков, основы работы и его операции
В современной рыночной экономике существует двухуровневая банковская система, состоящая из центрального банка страны и коммерческих (депозитных) банков различных видов. Коммерческий банк – универсальное кредитное учреждение. Создание банка нацелено не только на привлечение и размещение денежных сре ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru