В системе безналичных расчетов в современных условиях особое внимание уделяется способу взаиморасчетов и кредитования между предприятиями на основе векселей
Вексель в качестве платежного инструмента используется в расчетах между поставщиком и плательщиком за товары или услуги, если оплата последних совершается с отсрочкой платежа на условиях предоставления поставщиком плательщику коммерческого кредита. По отчетным данным Центрального банка РФ в настоящее время в расчетах российских предприятий за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги доля векселей среди других инструментов платежа составляет 7,7 %.
Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника оплаты обозначенной в векселе денежной суммы. В вексельном обращении могут участвовать как граждане РФ, так и юридические лица РФ. Векселя в бездокументарной форме запрещены.
Вексель, в отличии от других ценных бумаг, может обслуживать как чисто финансовые операции (отношения займа), так и коммерческие (товарные) сделки, а также выступать в качестве средства платежа. Более того, один и тот же вексель в процессе своего обращения может неоднократно менять выполняемые им функции.
Векселя могут различаться по эмитентам (казначейские или векселя юридических и физических лиц), обслуживаемым сделкам (финансовые или коммерческие (товарные)), плательщикам (простые или переводные).
Простой вексель (соло‑вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств. Простой вексель выписывается самим плательщиком и по существу является его долговой распиской.
В переводном векселе (тратте) в отличие от простого (соло) участвуют уже не два, а три лица. К векселедателю (трассанту), выписавшему вексель, и векселедержателю (ремитенту), который с получением векселя приобретает право в установленное время требовать платежа вексельной суммы, присоединяется третье лицо – плательщик (трассат). К нему векселедатель обращается с приказом заплатить указанную сумму векселедержателю и предложение это помещается в самом тексте ценной бумаги
Таким образом, в простом векселе векселедатель и плательщик соединены в одном лице, а в переводном векселе они разъединены (трассант и трассат) (табл. 1).
Таблица 1
Различия между переводным и простым векселем
|
Лицо, которое |
Переводной вексель (тратта) |
Простой вексель (соло) |
|
Выдаёт вексель |
Трассант |
Векселедатель |
|
Платит по векселю |
Трассат | |
|
Приобретает вексель |
Ремитент |
Векселедержатель |
|
Получает платёж |
Вексель является строго формальным документом и содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы. К обязательным вексельным реквизитам относятся:
- вексельная метка, т. е. включение слова «вексель» не только в название, но и в сам текст документа;
- место и время составления векселя (день, месяц и год составления);
- обещание уплатить определенную денежную сумму;
- указание денежной суммы цифрами и прописью
- срок платежа;
- место платежа;
- наименование того, кому должен быть совершен платеж;
- подпись векселедателя.
Другое по теме:
Обобщение опыта деятельности страховых компаний, работающих на рынке
добровольного медицинского страхования
здравоохранение оплата медицинский страхование Считается, что саму идею страхования придумали английские купцы, несущие убытки из-за ушедших в плавание и так и не вернувшихся кораблей. Купцы решили в случаях гибели и пропажи кораблей распределять понесенный ущерб поровну. Для этого производились от ...
Анализ зарубежного опыта организации
работы банков с физическими лицами
Зарубежный опыт показывает, что повышение эффективности работы банков с населением происходит в двух направлениях: развитие и использование маркетинговых приёмов и внедрения новых технологий обслуживания. Среди современных маркетинговых средств привлечения новых клиентов выделяют директ маркетинг ( ...
Проблемы ипотечного кредитования
В последние годы ипотечное кредитование в Казахстане получило широкое развитие. В свою очередь, это было бы невозможным без поддержки государства, которое воспринимает ипотеку как один из основных способов решения жилищной проблемы. Кроме того, как показывает опыт других стран, ипотека может придат ...