Нацбанк, чтобы приостановить тенденцию «бегства» от рубля, во первых, рекомендовал банкам снизить ставки по депозитам в инвалюте с 1 апреля до 10% годовых, с 1 мая - до 9%, а с 1 июня — до 8% годовых. В то же время за 2009 г. по новым срочным рублевым депозитам для населения ставка возросла на 4,3% и составила 19,6% годовых.
Во-вторых, Нацбанк освободил средства, привлекаемые банками от физических лиц в национальной валюте, от обязательного резервирования.
По мнению экспертов, это решение позволит банкам при прочих равных условиях устанавливать более высокие процентные ставки по рублевым вкладам по сравнению с валютными.
Другим последствием девальвации явилось повышение спроса на драгоценные металлы. За январь-февраль 2009 г. население купило 399 кг мерного золота и 381 кг серебра. Население ищет новые гарантии сохранности своих средств. По мнению некоторых экономистов, это означает, что девальвация белорусского рубля и нарастание кризисного спада обозначили новый этап развития депозитных отношений, так как произошло снижение степени доверия населения к национальной банковской системе.
Таким образом, можно отметить, что мировой финансовый кризис повлиял на динамичное развитие работы банков с физическими лицами в Беларуси. Во-первых, возросла стоимость активов банков, а следственно и процентные ставки. И если рост ставок по депозитам имеет положительное значение для населения. То дальнейший рост кредитных ставок влечёт проблемы, особенно на фоне снижения доходов населения. А значит, повышается риск снижения прибыли, как вследствие снижения спроса, так и вследствие повышения проблемной задолженности.
Прошедшая девальвация подорвала доверие населения к банкам. И в 2009 году обозначился ряд новых тенденций. С одной стороны, население стало искать гарантии защиты реальной стоимости своих денежных средств. Очевидно, это привело к росту валютных вкладов. Однако требования Нацбанка по снижению данной процентной ставки делают такие вклады не выгодными. Это обусловлено тем, что уровень инфляции в нашей стране около 11%-14% превышает размер ставки. Но с другой стороны защищает деньги от обесценивания и снижает риск потерь в случае проведения ещё одной девальвации. А это важно особенно в свете появления заявлений некоторых экономистов о возможном повторении январских событий.
С другой стороны, государство заинтересовано в привлечении рублёвых средств, о чём говорят рекомендации Нацбанка коммерческим банкам. В то же время необходимо учитывать, что основная часть вкладов населения приходится на государственные банки (см. рисунок 1) [10]. То есть вкладчики всё ещё больше доверяют государственным банкам, что очевидно является следствием событий 90-х годов.
Рисунок 1 – Структура депозитов населения на 01.01.2009
Очевидно в сложившейся обстановке для привлечения новых средств населения недостаточно Декрета, гарантирующего сохранность денежных средств. Ведь он гарантирует сохранность номинальной, но не реальной суммы. Возможно эффективной мерой, способствующей возобновлению доверия населения, росту вкладов в сложившейся ситуации может стать новый документ. Тем более, что интерес государства в этом очевиден. Сами банки также должны разрабатывать новые более гибкие предложения для населения, чтобы увеличить приток средств. Возможно, это плавающие ставки или какие-то особые механизмы их формирования, новые условия заключения договора.
В целом ситуация, сложившаяся в стране, способствует взаимной заинтересованности к росту вкладов. Со стороны населения это обусловлено снижением зарплат, что влечёт за собой поиск дополнительных источников доходов, которыми могут стать проценты. А банкам необходимы новые дешёвые ресурсы, в силу резкого удорожания привлекаемых иностранных средств.
Другое по теме:
Понятие банковского маркетинга
Маркетинг — система управления и организации деятельности компании и фирм, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. С развитием коммерческих банков и расширением круга выполняемых ими операций весьма актуальной становится проблема внедрения маркетинга в банковское дело. Современный м ...
Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанн ...
Операции РЕПО
Центральный банк, является основным проводником денежно-кредитной политики и органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование. Денежно-кредитное регулирование, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с в ...