Финансовый кризис, охвативший сектор реальной экономики, несет в себе не только негативные, но и позитивные факторы. На данное время складывается ситуация, которая может предоставить даже некоторые преимущества для российского агропромышленного комплекса. Кризисные условия должны быть использованы для начала новой стадии развития сельского хозяйства страны, для наращивания объемов производства и улучшения показателей эффективности работы.
В период кризисов ухудшается экономическая ситуация и обостряются всевозможные риски, в том числе банковские риски при кредитовании аграрного сектора. Решить проблему финансирования сельского хозяйства в настоящее время сложнее, чем некоторое время назад. К тому же АПК характеризуется хроническим недофинансированием в течение последних двадцати лет. При получении надлежащей господдержки отечественный АПК может и должен оказаться той сферой экономики, где кризисные условия могут и должны быть использованы для начала новой стадии развития сельского хозяйства страны. Исходя из данных принципиальных основ функционирования АПК России в кризисных условиях и следует выстраивать аграрную политику страны.[31]
Система льготного кредитования для сельскохозяйственных товаропроизводителей практически не работает. Тяжелое финансовое состояние более 80% производителей практически устраняет их от участия в кредитных операциях и они обречены на дальнейшее ухудшение своих хозяйственных и финансовых показателей. Большую часть льготных кредитов получают предприятия и организации, не занимающиеся непосредственно сельскохозяйственным производством.
Сегодня очевидно всем – стабилизация в аграрной сфере не может произойти без активного участия государства. Следует учитывать, что сельское хозяйство даже теоретически не является саморегулирующей системой вследствие низкой эластичности спроса и крайне низкой эластичности цен при его общей консервативности и инерционности как производственной системы. Во всех без исключения странах с высокоэффективным сельскохозяйственным производством действуют стабильно работающие системы государственной поддержки аграрного сектора. Основной формой государственной поддержки является установление существенных льгот сельскохозяйственным товаропроизводителям. В большинстве случаев, льготы устанавливаются в виде субсидирования процентных ставок по выдаваемым кредитам, а также в виде участия государства в финансировании инвестиционных проектов на на выгодных для сельскохозяйственных товаропроизводителей условиях.[32] В 2009 г. Россельхозбанк, несмотря на кризисные явления в экономике, активно проводил курс на расширение кредитной поддержки агро- продовольственного комплекса. За два года банком предоставлено кредитов на 596 млрд. руб., втом числе 340 млрд. руб. – в 2009г. по сравнению с 2008г. объем выдачи кредитов увеличился на 85 млрд. руб.
Повышение доступности кредитов обеспечивается предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках и сельскохозяйственных кредитных кооперативах сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции. С 2010 г. субсидируемые инвестиционные кредиты предоставляются на срок до 10 лет организациям, осуществляющим первичную подработку и хранение зерна, на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей и приобретение оборудования для первичной подработки и хранения зерна, в связи с тем, что приоритетным направлением растениеводства становится ориентированное на экспорт зернопроизводство, требующее соответствующего развития инфраструктуры.
Одним из основных направлений совершенствования системы кредитования сельскохозяйственных предприятий должно стать налаживание связей с Россельхозбанком и Сбербанком России по вопросам кредитования мелких сельхозпроизводителей через сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Другое по теме:
Система управления банковским кредитным риском на ОАО «Белагропромбанк»
Основной локальный нормативный правовой акт, определяющий принципы построения системы внутреннего контроля, - Положение по организации системы внутреннего контроля в ОАО «Белагропромбанк», утвержденное Правлением банка 13.01.05 г. (протокол № 2); новый вариант - 22.09.05 г. (протокол № 50). Полож ...
Виды электронных платежных средств на базе сетей
Платежная система PayCash начала свою работу на российском рынке в начале 1998 года. Комания успешно продвигает свои услуги на западном рынке. Электронная платежная система PayCash позиционируется, в первую очередь, как доступное средство быстрого, эффективного и безопасного проведения наличных пла ...
Мировой финансовый
кризис и его влияние на банковскую систему Республики Балерусь
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., в первую очередь отразился на деятельности банковской системы. Это вызывает всеобщую обеспокоенность. Ведь сегодня развитие, как экономики отдельных государств, так и мировой экономики в целом, немыслимо и сильно зависимо от банковской системы. И это ...