Особенности формирования займов муниципалитетов

Страница 1

Муниципальные заимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. Согласно практике ряда зарубежных стран к муниципальным займам зачастую относят не только займы, осуществленные муниципалитетами, но займы субфедерального уровня.

Предельный объем государственного долга муниципального образования по всем видам долговых обязательств (кредиты, бюджетные ссуды, ценные бумаги, выданные гарантии и поручительства) не должен превышать объема доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Для муниципального образования на текущий финансовый год объем дефицита бюджета не может превышать 10% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (справка: для субъекта РФ — 15% доходов бюджета текущего года без учета финансовой помощи из федерального бюджета).

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Кроме того, максимальный размер расходов на обслуживание муниципального долга в текущем году не должен превышать 15% расходов бюджета (аналогично по государственному долгу субъекта РФ).

При выборе концепции займа эмитенту необходимо, прежде всего, решить два основных вопроса: во-первых, определить цели заимствования; во-вторых, выявить источники средств для обслуживания и погашения займа.

Нерыночные муниципальные займы обычно являются целевыми, направленными на финансирование какого-либо проекта — сооружения дорог, мостов и т.д., реставрацию памятников культуры и пр. Рыночные муниципальные займы выступают в виде МЦБ, а доходы от их эмиссии могут направляться на различные цели.

Что касается источников погашения муниципального займа, то здесь, как показывает отечественная практика, во-первых, можно найти источник погашения займа, во-вторых, сделать заем привлекательным за счет нетрадиционной формы выполнения обязательств. Именно к последнему решению данного вопроса часто прибегали российские разработчики инвестиционных займов, погашаемых в натуральной форме (жильем, телефонами, земельными участками). Так возникли, например, жилищные сертификаты. Однако такой подход актуален лишь для целевых муниципальных займов. При эмиссии рыночных МЦБ используется традиционная форма денежного погашения.

Основными целями эмиссии МЦБ в зависимости от срока обращения, являются: покрытие сезонных и временных дисбалансов между расходами и поступлениями налоговых платежей (краткосрочные бумаги), финансирование долгосрочных целевых программ, а также покрытие долгосрочного бюджетного дефицита, который возникает вследствие текущих операций. При размещении МЦБ на рынке преимущественно используются аукцион и до размещение. Некоторые заемщики используют консорциальную форму размещения. Однако организация консорциумов при размещении ценных бумаг находится пока еще на невысоком уровне, поскольку не существует правил формирования консорциума, формализованных требований к членам консорциума, нормативно определенных стандартов взаимодействия консорциума андеррайтеров и эмитента. Поэтому на рынках МЦБ получает распространение размещение посредством какого-либо профессионального участника рынка, который выполняет функции агента по размещению.

Известно, что выпуск местных облигационных займов осуществлялся даже в практике СССР. Например, в марте 1929 г. такой заем был выпущен московскими властями на нужды школьного, больничного и коммунального строительства. В настоящее время муниципальные займы стали крайне редким событием и незначительны по объему, что объясняется следующими причинами:

- неустойчивостью налоговой и иной доходной базы как источника покрытия обязательств по облигационным займам, хроническим дефицитом многих местных бюджетов, неудовлетворительным финансовым положением регионов;

- покрытием значительной части местных расходов дотациями из вышестоящих бюджетов (в этих условиях самофинансирование за счет выпуска местных облигационных займов приведет к сокращению бесплатных дотаций «сверху»);

- нежеланием местных властей осуществлять на основе долговых обязательств инвестиционные проекты, вместо безвозмездных источников; отсутствием на местах разработанных стратегий оздоровления региональных бюджетов, низким уровнем квалификации персонала эмитента, незнанием технологий выпуска и обращения и т. д.

До августа 1998 г. муниципальные облигации, как правило, своевременно и в полном объеме обслуживались и погашались. После этого события отмечается кризис платежеспособности большинства российских регионов. К настоящему времени наблюдается постепенный рост числа регионов, выходящих на рынок ценных бумаг, но докризисный уровень еще не достигнут. Между тем в мировой практике инструментарий муниципальных заимствований интенсивно развивается, появляются новые виды муниципальных рыночных ценных бумаг: с плавающей ставкой, индексированных и пр. Проведение муниципальных займов на основе ценных бумаг становится реальным механизмом экономического развития российских регионов.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Макроэкономические показатели экономической деятельности России за 2011-2012 года
ВВП (оценка Минфина РФ) Комментарий к данным: Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий показатель экономической деятельности страны. Представляет собой на стадии производства сумму добавленной стоимости видов экономической деятельности в основных ценах и чистых налогов на продукты, а на стадии ...

Основные виды банковских операций
Функции банков реализуются через их операции. Согласно Закону РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся: • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); • размещение привлече ...

Виды лизинга и их характеристика
Современный лизинг характеризуется значительным разнообразием видов, которые классифицируются по различным признакам. Различают следующие основные классификации: v По составу участников различают: · прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru