В развитых странах мира центральные банки, в основном, вышли из депозитарного бизнеса, а правительства, владеющие инфраструктурой, проводят ее полную приватизацию. Если ЦБ вовлечен в процесс контроля инфраструктуры рынка, его представительство в органах управления или в капитале инфраструктурных организаций неизбежно приведет к конфликту интересов. Именно по этой причине ЦБ отошли от участия в сфере депозитарной деятельности. Для того, чтобы осуществлять наблюдение, ЦБ РФ, безусловно, необходим доступ к информации, имеющейся в ЦД, но право такого доступа у него есть на основании выполняемой ЦБ роли в инфраструктуре, поэтому для получения подобных сведений ему не обязательно состоять в числе управляющих или владельцев. Таким образом, все, что необходимо создаваемому российскому ЦД, это тесные рабочие взаимоотношения с ЦБ РФ.
Бессмысленно создавать инфраструктуру, которая будет убыточна в долгосрочной перспективе. Существует стандартный цикл развития, предусматривающий значительные финансовые затраты и низкую доходность на начальном этапе деятельности ЦД. После его окончания происходит захват всего бизнеса на рынке (посредством перевода всех акций в безбумажную форму выпуска): система больше не требует капитальных расходов, и, соответственно, ЦД начинает приносить гарантированную прибыль.
Для определения оптимального функционирования ЦД необходимо четко выявить круг заинтересованных в нем сторон. Основными «игроками», которые имеют законный интерес, будут:
Владельцы (акционеры);
Сотрудники (менеджмент);
Биржа (ММВБ-РТС);
Центральный контрагент (созданный на основе национального клирингового центра ММВБ и клирингового центра РТС);
Государство (в лице регуляторов);
Инвесторы (профессиональные участники рынка ценных бумаг).
Главный вопрос для каждой из этих сторон будет заключаться в степени влияния на процесс владения и управления. Участие владельцев априори очевидно и не подлежит обсуждению, но как быть с остальными?
Участие некоторых из заинтересованных сторон просто необходимо для создания эффективной системы сдержек и противовесов через механизмы акционерного соглашения и включения в состав соответствующих комитетов и органов представителей миноритарных акционеров, независимых директоров и пользователей услуг. Стороны, не наделенные соответствующими правами, будут искать альтернативные возможности влиять на процессы, связанные с ЦД. Основной задачей в этом случае становится поиск решений, при которых у соответствующих сторон не будут (через управление) дублироваться функции, а вероятность появления конфликтов интересов (через владение) будет равна нулю.
Главными участниками управления и владения ЦД должны стать инвесторы, потому что только у них есть прямой интерес в качестве потенциальных владельцев. Другого способа выразить свои интересы в качестве пользователей у них просто нет. Соответственно, можно предугадать, что основную группу владельцев составят финансовые посредники – профессиональные участники фондового рынка.
В то же время стать акционерами ЦД могут и международные инвесторы – глобальные фонды, специализирующие на стратегическом инвестировании в инфраструктуру: Macquarie Infrastructure Group (входит в холдинг Австралийского Инвестиционного Банка), Infrastructure Management Group, Spark Infrastructure Group и др. В данном случае это соответствует их инвестиционным стратегиям и критериям так же, как и в ситуациях с другими ключевыми институтами рынков ценных бумаг, долевое участие в которых они принимают.
Другое по теме:
Организационная характеристика банка
Дочерний банк АО "Сбербанк России", является кредитной организацией. Полное фирменное наименование банка: Дочерний банк акционерное общество Сберегательный банк Российской Федерации. Сокращенное фирменное наименование банка: ДБ АО "Сбербанк России". Юридический адрес банка: г. К ...
Мониторинг выданного кредита и анализ возможности наступления
риска некредитоспособности заемщика
После выдачи кредита заемщику происходит постоянный мониторинг и анализ кредитуемого предприятия. По методике "Сбербанка" мониторинг осуществляется в несколько этапов: 1. мониторинг целевого использования займа: контроль над соответствием назначений платежей, указанных в платежных поручен ...
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России являе ...