Регулирование рынка ценных бумаг

Страница 1

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе “О рынке ценных бумаг” предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

- государственные органы регулирования;

- саморегулирующиеся организации;

- законодательные нормы рынка ценных бумаг;

- этику, традиции и обычаи рынка.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

- разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

- установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

- контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

- обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

- формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

- контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок, стал Федеральный закон № 39 – ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления[2]. Данным Законом систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности участников рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи и т.д.

Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка ценных бумаг, в том числе организации деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

В функции Федеральной комиссии входит[3]:

- разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;

- утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг;

- установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами;

- установление норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

- обеспечение общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг и осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1. Выступает в качестве административного органа, из­дающего законы, которые регулируют:

- порядок и образование акционерных обществ;

- порядок эмиссии и виды разрешённых к эмиссии ценных бумаг;

- ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;

- деятельность биржи, разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.

2. Выступает на рынке в качестве субъекта экономических отношений. В целях мобилизации финансовых ресур­сов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (крат­косрочная облигация - 90 дней) и т.д.

3. Воздействует на состояние рынка через кредитно-де­нежную политику Центрального банка.

Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей регу­лирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Доходы и расходы по вексельным операциям
В соответствии с Временной инструкцией по осуществлению операций с векселями в ООО «Инвесткапиталбанк» существует периодичность начисления процентов по процентным векселям в бухгалтерском учете. В период обращения процентных векселей начисленные проценты отражаются в бухгалтерском учете с периодичн ...

Структурные особенности современной банковской системы России и основные этапы ее развития
До 1987 года в России существовала одноуровневая банковская система, с переходом к рыночным отношениям возникла необходимость в ее изменении и переходе на качественно другой уровень. По данным различных литературных источников формирование современной банковской системы России прошло несколько этап ...

Собственные ресурсы коммерческих банков
Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеют особенную специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капита ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru