Пассивные операции

Страница 1

Пассивные операции коммерческого банка – это совокупность операций (способов, приемов, методов), посредством которых формируются ресурсы банка. В результате таких операций увеличиваются денежные средства, находящиеся на пассивных счетах баланса банка (т.е. собственных ресурсов банка и его балансовых обязательств) [2].

Исторически пассивные операции играли первичную и определяющую роль по отношению к активным, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов. В практике российских коммерческих банков различают четыре формы пассивных операций, которые представлены на рисунке 2:

Організаційна діаграма

Рисунок 2 – Формы пассивных операций

1) взносы в уставный фонд банка – первоначальная продажа акций акционерных банков или паев банков, созданных как общества с ограниченной ответственностью;

2) получение банком прибыли, а также формирование или увеличение фондов, которые образуются банком в ходе его деятельности;

3) депозитные операции – получение ресурсов от клиентов банка;

4) недепозитные операции по привлечению ресурсов – получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных ресурсов [4].

С помощью форм 1 и 2 пассивных операций создаются собственные ресурсы банка, формы 3 и 4 пассивных операций образуют привлеченные (заемные) ресурсы.

Первая форма пассивных операций имеет место, когда в процессе формирования или увеличения уставного капитала банка акции (или паи) продаются их первым владельцам. Если впоследствии акционер или пайщик продаст акцию (или пай) другому лицу, то уставный капитал банка от этого не изменится и эта операция не относится к операциям коммерческого банка, просто у акции или пая сменится собственник.

К собственникам банка предъявляются особые требования. Учредители банка, как юридические, так и физические лица, должны предоставить Центральному банку РФ информацию о своем финансовом положении. Они не имеют права продавать свои акции или пай в течение первых трех лет деятельности банка. На протяжении всего периода деятельности банка покупка (получение) одним лицом более 1% акций или долей в уставном капитале требует регистрации в ЦБ РФ, а более 20% — предварительного согласия ЦБ РФ [4].

Вторая форма пассивных операций коммерческого банка возникает в процессе деятельности банка, когда за счет расходов он формирует амортизационный фонд, резервы на возможные потери (по ссудам, под возможное обесценение ценных бумаг, по прочим активным операциям), получает прибыль (которая до ее распределения может использоваться в качестве ресурсов), образует в соответствии с установленным порядком фонды из прибыли. Такие операции аналогичны операциям других предприятий и организаций [4].

Третья форма – депозитные операции (от лат. Depositum – вещь, отданная на хранение) – операции по получению банками денежных средств от их клиентов.

Депозитные операции – операции по привлечению коммерческим банком средств юридических и физических лиц либо на определенный срок, либо до востребования [4].

Коммерческий банк объявляет условия, на которых он заключает договоры банковского счета и банковского вклада. Клиенты – физические и юридические лица, в том числе другие банки, помещают деньги в банк либо для осуществления расчетов, либо для обеспечения их сохранности и получения дохода (в целях сбережений), либо для других целей (например, страховые депозиты). Договор банковского вклада, заключенный банком с юридическим лицом, называется депозитным, с физическим лицом в Российской Федерации – сберегательным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Нормативная база применения аккредитивной формы безналичных расчетов в РФ
Чем же является аккредитив — условным договором, расчетной операцией, обязательством или просто формой расчетов? Вопрос сложный. Так, например, если посмотреть п. 4.1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П, можно увидеть следующее: «При расчетах по аккредитиву б ...

Некоторые пути минимизации банковских рисков
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип по­лучения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимиза­ции всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он ри­скует ежедневно в процессе своей деяте ...

Работа ОАО «Россельхозбанка» по привлечению депозитных средств
Одним из важных достижений 2008 года стала выработанная единая культура взаимоотношений с клиентами – атмосфера доброжелательного сотрудничества, которая поддерживается во всех подразделениях и позволяет Банку сохранить имидж слаженного, четко работающего механизма. Результат этой напряженной работ ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru