Пассивные операции

Страница 1

Пассивные операции коммерческого банка – это совокупность операций (способов, приемов, методов), посредством которых формируются ресурсы банка. В результате таких операций увеличиваются денежные средства, находящиеся на пассивных счетах баланса банка (т.е. собственных ресурсов банка и его балансовых обязательств) [2].

Исторически пассивные операции играли первичную и определяющую роль по отношению к активным, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов. В практике российских коммерческих банков различают четыре формы пассивных операций, которые представлены на рисунке 2:

Організаційна діаграма

Рисунок 2 – Формы пассивных операций

1) взносы в уставный фонд банка – первоначальная продажа акций акционерных банков или паев банков, созданных как общества с ограниченной ответственностью;

2) получение банком прибыли, а также формирование или увеличение фондов, которые образуются банком в ходе его деятельности;

3) депозитные операции – получение ресурсов от клиентов банка;

4) недепозитные операции по привлечению ресурсов – получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных ресурсов [4].

С помощью форм 1 и 2 пассивных операций создаются собственные ресурсы банка, формы 3 и 4 пассивных операций образуют привлеченные (заемные) ресурсы.

Первая форма пассивных операций имеет место, когда в процессе формирования или увеличения уставного капитала банка акции (или паи) продаются их первым владельцам. Если впоследствии акционер или пайщик продаст акцию (или пай) другому лицу, то уставный капитал банка от этого не изменится и эта операция не относится к операциям коммерческого банка, просто у акции или пая сменится собственник.

К собственникам банка предъявляются особые требования. Учредители банка, как юридические, так и физические лица, должны предоставить Центральному банку РФ информацию о своем финансовом положении. Они не имеют права продавать свои акции или пай в течение первых трех лет деятельности банка. На протяжении всего периода деятельности банка покупка (получение) одним лицом более 1% акций или долей в уставном капитале требует регистрации в ЦБ РФ, а более 20% — предварительного согласия ЦБ РФ [4].

Вторая форма пассивных операций коммерческого банка возникает в процессе деятельности банка, когда за счет расходов он формирует амортизационный фонд, резервы на возможные потери (по ссудам, под возможное обесценение ценных бумаг, по прочим активным операциям), получает прибыль (которая до ее распределения может использоваться в качестве ресурсов), образует в соответствии с установленным порядком фонды из прибыли. Такие операции аналогичны операциям других предприятий и организаций [4].

Третья форма – депозитные операции (от лат. Depositum – вещь, отданная на хранение) – операции по получению банками денежных средств от их клиентов.

Депозитные операции – операции по привлечению коммерческим банком средств юридических и физических лиц либо на определенный срок, либо до востребования [4].

Коммерческий банк объявляет условия, на которых он заключает договоры банковского счета и банковского вклада. Клиенты – физические и юридические лица, в том числе другие банки, помещают деньги в банк либо для осуществления расчетов, либо для обеспечения их сохранности и получения дохода (в целях сбережений), либо для других целей (например, страховые депозиты). Договор банковского вклада, заключенный банком с юридическим лицом, называется депозитным, с физическим лицом в Российской Федерации – сберегательным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Вещественные, рыночные и организационно-правовые особенности недвижимости как потенциального объекта инвестиций
Недвижимость как потенциальный объект инвестиций имеет специфические характеристики, которые необходимо учитывать инвестору при принятии решений о вложении средств в недвижимость. По сравнению с инвестициями в другие объекты, например в финансовые активы, инвестиции в недвижимость обладают существе ...

Цели и приоритеты денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы
Основным приоритетом Национального Банка Республики Казахстан является продолжение работы по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Инфляционное таргетирование полностью отвечает основной цели Национального Банка Республики Казахстан по снижению инфляции и, ввиду повышенной прозрачности ...

Виды коммерческих банков и их объединений
Предлагаю рассмотреть наиболее распространенные виды банков и их объединений. Центральный (эмиссионный) банк функциональный государственный орган - во многих странах принадлежит государству или является частичным его владельцем, монопольно влияет на право выпуска эмиссию банкнот. Центральный банк п ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru