Банковский вексель – ценная бумага, содержащая безусловное долговое обязательство векселедателя (банка) об уплате определенной суммы векселедержателю в конкретном месте и в указанный срок [2].
В целях привлечения ресурсов банки выпускают простые процентные и дисконтные векселя с номиналом в рублях и иностранной валюте.
Основанием для выдачи векселя банком служит договор купли-продажи. При покупке векселя, клиент вносит за процентный вексель его номинальную стоимость, за дисконтный – цену ниже номинала (на сумму дисконта). По дисконтным векселям банк не платит процентов, но выкупает их при наступлении срока погашения по номиналу.
Банковские векселя могут использоваться в качестве средства платежа в расчетах за товары и услуги, а также служить предметом залога при оформлении клиентами кредитов в других банках (подробнее об этом см. в других главах учебника).
Банковский сертификат – это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов [2].
Сертификаты подразделяются:
· по категориям вкладчиков (депозитные – для юридических лиц, сберегательные – для физических);
· способу оформления (именные и на предъявителя);
· способу выпуска (выпускаемые в разовом порядке либо сериями).
В России право выдачи сертификатов предоставляется только банкам, соблюдающим установленные Банком России условия.
Сертификаты российских банков должны быть срочными [7].
Сертификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги [7].
Бланки сертификатов могут печататься только на полиграфических предприятиях, имеющих лицензию Минфина России [7].
Банк вправе размещать сберегательные (депозитные) сертификаты только после регистрации условий выпуска и обращения сертификатов в территориальном учреждении Банка России [7].
Облигации банка размещаются банком по решению совета директоров (наблюдательного совета) банка, если иное не предусмотрено уставом банка-эмитента (эмиссия — выпуск в обращение). Выпуск облигаций допускается только после полной оплаты уставного капитала.
Банк может выпускать облигации с различными характеристиками:
· именные и на предъявителя;
· обеспеченные залогом собственного имущества либо с обеспечением, предоставленным банку третьими лицами;
· облигации с ипотечным покрытием;
· облигации без обеспечения;
· процентные и дисконтные;
· конвертируемые в акции;
· с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки;
· с возможностью досрочного погашения [2].
Соглашение о покупке ценных бумаг с обратным выкупом (РЕПО) представляет собой вид краткосрочного займа под обеспечение ценными бумагами (чаще всего казначейскими обязательствами), когда право распоряжения обеспечением переходит к кредитору. Непременным условием этой сделки является обязательство заемщика выкупить ценные бумаги на оговоренную дату и по заранее установленной цене. Ценные бумаги, выступающие в качестве обеспечения, оцениваются с залоговой маржей от 1 до 3% к рыночной цене [4].
Другое по теме:
Организация кредитования в банке
Проведение любой ссудной операции характеризуется таким понятием как кредитный процесс, представляющий собой последовательность проводимых действий сотрудниками банка во время проведения кредитной операции. Кредитное дело – это рискованная сфера деятельности, поэтому специфика организации состоит в ...
Основные виды краткосрочного кредитования.
Содержание кредитной линии
Краткосрочные кредиты банков можно классифицировать по различным критериям. Например, можно выделить такие критерии классификации краткосрочного кредита, которые характерны и для долгосрочных кредитов: - по видам кредитополучателей: персональные (физическим лицам на удовлетворение личных потребност ...
Особенности маркетинга в банковской сфере
Многие западные специалисты обращают внимание на то, что в области банковского маркетинга сейчас происходит настоящая революция, связанная с усилением нацеленности банка на удовлетворение спроса и потребностей клиентов. Подобная стратегия может повысить рентабельность операций на 50 и более процент ...