Задача управления рисками состоит в их постоянной идентификации, анализе, оценке и поддержании на допустимом для организации уровне.
Отсутствие внимания к существующим в организации информационным рискам может привести к возникновению кризисных ситуаций, потере имиджа, репутации и бизнеса в целом.
Имеется множество различных классификаций банковских рисков. Различаясь положенными в их основу критериями, эти классификации роднит то, что все они однозначно полагают кредитный и процентный риски основными для банков.
Классификация банковских рисков:
Критерии |
Риски |
Сфера действия рисков |
Внутренние риски: – кредитные риски; – процентные риски; – валютные риски; – рыночные риски; – риски финансовых услуг; – прочие риски; Внешние риски (международные, страховые, республиканские, региональные): – страховые риски; – риски стихийных бедствий; – правовые (законодательные) риски; – конкурентные риски; – политические риски; – социальные риски; – экономические риски; – финансовые риски; – риски перевода; – организационные риски; – отраслевые риски; – прочие риски; |
Кредитоспособность клиента | |
Состав клиентов банка |
– мелкого; – среднего; – крупного; |
Общие | |
Масштабы рисков |
– клиента; – банка; |
Частные (от отдельных операций) | |
Степень (уровень риска) |
– полные; – умеренные; – низкие; |
Распределение рисков во времени |
– прошлые (ретроспективные); – текущие; – будущие (перспективные); |
Характер учета операций |
– балансовые; – забалансовые; |
Возможность регулирования |
– открытые; – закрытые; |
Внутренние банковские риски возникают в результате деятельности самих банков и зависят от проводимых операций. Соответственно банковские риски делятся:
– связанные с активами (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондентскому счету, по финансированию и инвестированию и др.);
– связанные с пассивами банка (риски по вкладным и прочим депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам);
– связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процентный риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, левереджа, недостаточности капитала банка);
– связанные с риском реализации финансовых услуг (операционные, технологические риски, риски инноваций, стратегические риски, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности).
Внешние риски в своей совокупности обычно характеризуются также пространственным аспектом, означающим, что различным (регионам, республикам), разным странам или группам стран в каждый данный момент присущи особое сочетание и специфическая мера остроты внешних рисков, обусловливающие особую привлекательность или непривлекательность данного региона или данной страны с точки зрения банковской деятельности. Выражение "страновой (региональный) риск" означает только этот аспект, но не содержательно отдельный вид риска наравне с финансовыми, экономическими, политическими и иными внешними рисками.
Риски состава клиента связаны с маркетингом банковских услуг и контактами с общественностью. Разнообразие требований мелкого, среднего и крупного клиента с неизбежностью определяет и степень самого риска. Так, мелкий заемщик больше зависит от случайностей рыночной экономики. В то же время значительные кредиты, выданные одному крупному клиенту или группе связанных между собой клиентов, часто являются причиной банковских банкротств.
Степень банковского риска, как видно из классификации, определяется тремя понятиями: полный, умеренный и низкий риски.
Полный риск предполагает потери, равные банковским вложениям в операцию. Так, сомнительный или потерянный кредит обладает полным, то есть 100-процентным, риском. Банк прибыли не получает, находится в зоне недопустимого или критического риска.
Другое по теме:
Процесс оценки стоимости недвижимости
Процесс оценки стоимости объекта недвижимости – последовательность действий, выполняемых оценщиком в ходе определения стоимости. В начале процесса оценки необходимы сбор и обработка информации, касающейся не только самого оцениваемого объекта, но и его ближайшего окружения с учетом всех факторов, в ...
Формирование маркетинговой стратегии и программы деятельности банка на
рынке банковских услуг
Связь между системой маркетинга и планированием носит активный двусторонний характер. Цели маркетинговой деятельности оказывают решающее воздействие на характер, временной горизонт и на систему планирования. Для банка планирование является деятельностью высшего порядка, которая приводит к улучшению ...
Зарубежная и отечественная практика
разработки мер по предупреждению банкротства
Мерами по предупреждению банкротства кредитных организаций являются[4]: ü финансовое оздоровление КО; ü назначение временной администрации по управлению КО; ü реорганизация КО. В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры по оказанию фина ...