Бухгалтерские риски включают в себя: риски потери денег из-за неправильных или несвоевременных начислений, ущерба репутации банка в глазах третьих лиц, а также риски мошенничества из-за большого количества неконтролируемых проводок, легкого доступа к ведению бухгалтерии и ее упрощенной схемы.
Административные риски обычно связаны с утратой платежных и иных документов. Административные риски тесно связаны с рисками банковских злоупотреблений, которые связаны с валютной спекуляцией, спекуляцией ценными бумагами, регулированием объемов кредитов и процентных ставок с целью " нажима" на клиента, возможностью оказания воздействия на финансовое состояние своего клиента, нарушением кредитных и договорных отношений со стороны банка с преднамеренной целью, участием в сговоре, неверной экспертизой проектов и консультирование с умыслом кражи, растраты, обмана.
Так называемые конкурентные риски для банков связаны с возможностью слияния банков и небанковских учреждений, появлением новых видов банковских операций и сделок, снижением стоимости услуг других банков, повышением требований к качеству банковских услуг, легкостью возникновения новых банковских учреждений, сложностью процедуры банкротства банков.
Макроэкономический риск связан с нарушением основных пропорций в экономике страны и действием неблагоприятных финансовых факторов.
К рискам перевода можно отнести:
– отсутствие валюты;
– риск ликвидности внешней торговли и инвестиций, платежного баланса;
– отказ от выполнения обязательств;
– невыполнение обязательств в будущем;
– пересмотр договора;
– пересмотр плана;
– изменение стоимости инвалютных активов и пассивов в национальной денежной единице.
Организационные риски включают:
– отсутствие квалифицированного персонала;
– отсутствие или недостаток коммерческой и финансовой информации и пр.
Эффективность управления банковскими рисками, в первую очередь риском потери деловой репутации, в немалой степени зависит от того, кем осуществляется управление банковскими рисками и кто участвует в осуществлении банковских операций и других сделок.
В связи с этим кредитной организации рекомендуется уделять надлежащее внимание выполнению принципа "Знай своего служащего", обеспечивающего определенные проверочные стандарты при приеме служащих на работу, а также контроль за подбором и расстановкой кадров, четкие критерии квалификационных и личностных характеристик служащих применительно к содержанию и объему выполняемой работы и мере ответственности.
В целях соблюдения принципа "Знай своего служащего" кредитной организации (банку) рекомендуется предусматривать:
– квалификационные требования к служащим в соответствии с характером их деятельности;
– разработку и доведение до каждого служащего документа (например, должностной инструкции), регламентирующего должностные обязанности, права и ответственность;
– своевременное доведение до всех служащих принципов профессиональной этики;
– меры, обеспечивающие соблюдение банковской тайны и исключающие превышение служащим пределов его полномочий;
– требования к ведению служащими первичной учетной документации, отчетности, соблюдению правил документооборота;
– общие правила использования, хранения и передачи служебной информации служащими при осуществлении банковских операций и других сделок в соответствии с должностными обязанностями;
– недопустимость приема на работу и избрания в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации лиц, не соответствующих требованиям к деловой репутации, устанавливаемым внутренними документами кредитной организации, а также законодательства РФ;
– проведение подготовки (переподготовки) служащих с разъяснением требований законодательства РФ, внутренних документов, в том числе по порядку осуществления банковских операций и других сделок и их отражения в учете, по управлению банковскими рисками, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– проведение подготовки и обучения служащих с разъяснением подходов к изучению и идентификации клиентов, а в случаях необходимости с разъяснением нормативных правовых актов стран местонахождения нерезидентов-клиентов, зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации (подготовка и обучение служащих по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется согласно порядку, определенному Указанием Банка России);
– недопустимость участия в принятии решений об осуществлении кредитной организацией банковских операций и других сделок служащих, заинтересованных в их совершении;
Другое по теме:
Сущность валютных интервенций
Под валютной интервенцией подразумевают вмешательство центрального банка на валютном рынке с определенными целями. После заключения Ямайских соглашений в 1978 году и перехода на плавающие курсы МВФ постулировал три принципа, которыми должны руководствоваться центральные банки стран при проведении и ...
Анализ кредитной политики
Стратегия и тактика банка в сфере получения и предоставления кредитов составляет суть его кредитной политики. Банк, будучи самостоятельным кредитным учреждением, проводит свою кредитную политику с учетом политических и экономических условий, уровня развития банковского законодательства, межбанковск ...
Расчеты с использованием банковских карт
Банковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления расчетов. Такие расчеты на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка РФ от 9 апреля 1998 г. »О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления рас ...