В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута (цель – изучение зарубежной и отечественной практики антикризисного управления).
Для реализации поставленной цели были решены задачи:
Определена экономическая сущность финансового кризиса и понятия антикризисного управления.
Кризис является стремительным и масштабным ухудшением качества деятельности множества банков под воздействием неблагоприятных факторов макроэкономического, институционального, регулятивного и иного характера, проявляющийся в неспособности значительного числа кредитных организаций, а нередко и банковской системы в целом выполнять свои объективно необходимые функции в экономике, проводить базовые и иные банковские операции и обеспечивать собственное поступательное развитие. Основными видами кризиса являются финансовый и производственный. Антикризисное управление банком - это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии. Его целью стоит снижение последствий кризиса, а не исключение его причин. Меры, направленные на снижение воздействия кризиса на кредитную организацию, могут быть приняты как самими банком, так и центральным банком.
Охарактеризована нормативно-правовую база, регулирующая антикризисное управление кредитной организацией.
Фундаментальные основы антикризисной деятельности банковской системы прежде всего заложены в Федеральном Законе № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации». Антикризисное управление так же находит отражение в статьях 19, 20 и 23 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деятельности". Основные понятия банкротства освещает Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но более тесно антикризисного управления банками касается Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Из многочисленных документов Банка России к рассматриваемому вопросу имеют прямое отношение Инструкция № 110-И и № 124-И.
Раскрыты основные задачи и методы, используемые в системе антикризисных мер.
К основным задачам антикризисного управления можно отнести: предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему, воспрепятствование негативным факторам кризиса, обеспечение жизнедеятельности кредитной организации в кризисном состоянии, ослабление негативных последствий кризиса, использование факторов и последствий кризиса для развития организации, поддержание ликвидности банка, предотвращение ее снижения. Методологией антикризисных мер является предотвращение риска ликвидности, снижение валютного риска, осуществление контроля процентного риска, а так же различные общебанковские и организационные методы.
Обоснована необходимость оценки состояния ликвидности банка и соблюдения им экономических нормативов.
Ликвидность банка является основным показателем ео надежности, платежеспособности и характеризует стабильность его деятельности. От выполнения нормативов ликвидности зависит противостояние банка кризисному воздействию. В то же время существует еще целый ряд нормативов, которые установлены инструкцией Банка России. Исходя из их динамики кредитная организация формирует комплекс антикризисный мер, направленых на поддержание стабильного функционирования и дальнейшей оптимизации деятельноти банка. В большинстве зарубежных стран не существует единообразных показателей оценки ликвидности банка. Управление активами и пассивами опирается на использовании одной из четырех теорий управления ликвидностью: теории коммерческих ссуд, теории перемещения, теории ожидаемого дохода, теории управления пассивами.
Другое по теме:
Зарубежный опыт организации медицинского страхования
Система здравоохранения, основанная на страховых принципах, позволяет добиться качественного медицинского обслуживания при ощутимо меньших, чем при частном финансировании, затратах. Страны Европы с развитой системой страховой медицины тратят около 10 - 11% ВВП ежегодно на охрану здоровья, тогда как ...
Программа кредитования юридических лиц
Как и во всех Банках Второго Уровня в ДБ АО "Сбербанк" основную долю прибыли приносит маржинальный доход от привлечения денежных средств и последующей ее выдачи в качестве кредита. Большую долю прибыли банк получает от кредитования юридических лиц. В данный момент в Костанайском филиале & ...
Миссия и ценности Сбербанка
Каждой организации и каждому члену коллектива необходима цель, которая бы определяла смысл и содержание их деятельности. Новые горизонты развития Банка, новые качественные задачи предъявляют особые требования к коллективу сотрудников, осознанию и разделению ими философии и ценностей, пониманию смыс ...