Текущий контроль кредита осуществляется в период действия кредитного договора и состоит из двух видов контроля: контроля за кредитным портфелем в целом и контроля за отдельными кредитами.
Целями осуществления контроля за кредитным портфелем являются:
- обеспечение соответствия объемов кредитования и установленных лимитов кредитования;
- выявление тенденций в динамике кредитного портфеля;
- проведение структурного анализа кредитного портфеля,
- обеспечение доходности и минимизации рисков по кредитному портфелю.
Контроль кредитного портфеля включает мониторинг следующих основных показателей:
количество и общая сумма просроченных кредитов;
количество и общая сумма кредитов по категориям качества;
количество и общая сумма кредитов по регионам, отраслям экономики, валютам, кредитным продуктам;
отношение суммы пролонгированных кредитов, не приносящих доход, к общей сумме задолженности по кредитам;
суммы превышения установленных лимитов;
прибыльность (рентабельность) кредитного портфеля;
оборачиваемость кредитного портфеля;
общее число заемщиков.
Контроль кредитного портфеля Головного офиса, включая формирование управленческой отчетности, осуществляет Департамент кредитных операций и Департамент розничных операций.
Контроль кредитного портфеля филиалов, дополнительных офисов, включая формирование управленческой отчетности, осуществляет Управляющий филиалом, Управляющий дополнительным офисом, Кредитный комитет Банка и Малый Кредитный комитет.
Целями контроля отдельных кредитов являются:
контроль целевого использования кредита;
проверка своевременности погашения кредита и процентов за пользование кредитом в соответствии с кредитным договором;
анализ информации и документов о заемщике, залогодателях и поручителях, поступающих из различных источников, включая ежеквартальный анализ их финансового состояния на основе данных официальной финансовой отчетности;
анализ поведения заемщика (должника), залогодателей и поручителей в процессе исполнения кредитного договора;
проверка наличия и состояния имущества, являющегося предметом залога, а также контроль залоговой стоимости указанного имущества и контроль обеспеченности кредита;
анализ информации об экономических, отраслевых и политических факторах, которые могут повлиять на способность заемщика погашать кредит;
контроль представления заемщиком (должником), залогодателями и поручителями необходимых документов;
определение текущего уровня риска и категории качества ссуды на стадии исполнения кредитного договора;
своевременное выявление признаков проблемного кредита;
проверка правильности отражения кредитных операций в бухгалтерском учете;
контроль других существенных факторов.
Систему контроля отдельных кредитных сделок осуществляет каждое структурное подразделение, участвующее в кредитном процессе и выполняющее свои функции, утвержденные внутренними документами Банка, положениями о подразделениях и в соответствии с должностными обязанностями сотрудников.
Работа с проблемной задолженностью
Одним из важнейших этапов работы с проблемными кредитами является выявление признаков таких кредитов на ранней стадии.
Банком определены следующие признаки проблемного кредита:
существенное не согласованное с Банком снижение оборотов по счету заемщика (должника) и / или поручителя в Банке;
повышение категории качества ссуды до 4-й или 5-й категории;
утрата (частичная утрата) обеспечения кредита и / или существенное снижение залоговой стоимости предоставленного заемщиком обеспечения кредита;
приостановление деятельности заемщика (должника) / поручителя / залогодателя в результате действий правоохранительных органов и / или иных лиц;
наложение ареста на залоговое и другое имущество и / или изъятие такого имущества правоохранительными органами;
просрочка более чем на 5 рабочих дней платежа по основному долгу и / или других платежей, предусмотренных кредитным договором;
уменьшение количества инкассаторских поездок более чем в 2 раза или отказ от инкассации;
Другое по теме:
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
В параграфе 3.1 нами были предложены мероприятия по совершенствованию управления платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия ООО «Транссклад». Теперь необходимо оценить эффективность предложенных мероприятий. Организации ООО «Транссклад» необходимо выбрать агрессивную модель управления об ...
Безналичные расчёты в РФ за 2008 год
В 2008 году в развитии платежной системы России сохранялись позитивные тенденции, связанные с повышением эффективности ее функционирования. Количество учреждений банковской системы, предоставляющих платежные услуги, увеличилось за год на 5,4% и на 1.01.2009 составило 43,3 тыс. единиц. Рост их числа ...
Исторические и национальные аспекты развития ипотечного
кредитования
Термин «ипотека» впервые появился в Греции в начале VI в. до н.э (его ввел архонт Солон) и был связан с обеспечением ответственности должника перед кредитором определенными земельными владениями (первоначально в Афинах залоговым обеспечением служила личность должника, которому в случае невыполнения ...