Общая характеристика вида страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Финансовая аналитика » Тарифное обоснование в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний » Общая характеристика вида страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Страница 6

Еще одной важной характеристикой страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний является его превентивная функция. В ст. 1, п. 1. закона № 125-ФЗ она заявлена как одна из основных задач, сформулированных следующим образом: «Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний».

Превентивная функция в основном реализуется как обучение отдельных категорий застрахованных предотвращению производственного травматизма и профзаболеваемости. «С 2000 по 2006 г. ФСС на эти цели выделил, а обучающие организации освоили около 2 млрд руб., что позволило провести обучение свыше 1,8 млн наших сограждан»[12]. Расходы ФСС в этом направлении прямо не связаны ни с наступлением страхового случая, ни с формами социального обеспечения. Они лишь обеспечивают профилактику страхового риска.

Наши исследования показывают, что некоторые авторы ошибочно относят превентивную функцию к инвестиционным процессам в системе социального страхования. Так, О. Карпенко в одной из своих статей прямо указывает, что расходы на профилактику производственного травматизма «обладают отчетливо выраженными инвестиционными чертами»[13]. По мнению автора, аргументами в пользу данного вывода служит то, что подобные расходы «наиболее экономически перспективны». Однако мы полагаем, что в указанных рассуждениях отсутствуют конкретные данные о том, что эта категория затрат может приносить реальный инвестиционный доход. Инвестиционными в страховании от несчастных случаев на производстве могут быть расходы, связанные с размещением временно свободных средств. Именно они, в частности, указываются в доходной части бюджета ФСС РФ. Расходы на проведение обучения никакого инвестиционного дохода не приносят. Они лишь способствуют более ответственному поведению застрахованных лиц и страхователей на своих рабочих местах и сознательному использованию ими знаний, направленных на безопасность трудовых процессов.

Организация финансовых потоков для реализации превентивной функции регулируется ежегодными Правилами финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаемыми Минздравсоцразвития. В соответствии с ними, например, в 2007 г. работодатели могли использовать на меры профилактики не более 20 % сумм страховых взносов, начисленных за 2006 г., за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования.

Наши наблюдения показывают, что этот документ более всего интересует работодателя в части обеспечения работников его предприятия соответствующим санаторно-курортным лечением. Вопросы профилактики, как правило, отходят на второй план. Этот вывод подтверждается, в частности, справочными данными некоторых научных статей, в которых подчеркивается, что реализация превентивной функции в рамках изучаемого вида страхования часто носит весьма и весьма формальный характер. Об этом говорят данные о контингенте обучаемого персонала. Около 70 % (а в некоторых регионах – 90 %) обученных включены в первые три класса профессионального риска, в то время как последние 10 классов (наиболее травмоопасные производства) представлены всего 15 % слушателей курсов по профилактике производственного травматизма [14].

Одной из проблем в части реализации превентивной функции является нехватка обучающих центров и недостаточно высокая квалификация их работников. В Волгоградской области эта проблема также существует. В ее решении принят подход, когда поддержку получают сильные центры обучения по охране труда. В частности, Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования рекомендуется работа пяти таких обучающих организаций: Учебно-методического центра Облсовпрофа, ГУОУ «Волгоградский государственный учебно-курсовой комбинат администрации Волгоградской области», Учебного пункта ООО «Учебный центр», НОУ «Учебный центр “Политпроф”» и НП «Автотранспортный союз Волгоградской области».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другое по теме:

Государственные органы регулирующие рынок ценных бумаг в РФ
В целях создания и функционирования эффективного рынка ценных бумаг в нашей стране сформировалась система государственных органов, участвующих в регулировании российского фондового рынка. Федеральное собрание РФ разрабатывает законопроекты и принимает законы, регулирующие различные процессы на рынк ...

Общие проблемы банковских систем стран СНГ
Несмотря на то, что банковские системы стран СНГ все больше различаются по направлениям развития и показателям эффективности, их объединяет ряд общих рисков. Помимо вышеуказанных факторов, таких как теневая экономика, к ним относятся: · высокие экономические и отраслевые риски; · сильная зависимост ...

История возникновения и правовой статус Банка России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Централ ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru