Практика выдачи корпоративных кредитов по-прежнему остается актуальной: обслуживание корпоративных клиентов как оптовых покупателей всегда было одним из приоритетных направлений банковской деятельности[7]. Современная экономическая ситуация и здоровая конкуренция подталкивают банки к расширению кредитного предложения в области корпоративного кредитования. Наряду с понижением процентной ставки простота оформления и скорость предоставления кредита становятся факторами конкурентной борьбы банков за новых клиентов.
На сегодняшний момент решение о предоставлении кредита компании зачастую принимается "вручную" на основе проведенного банком финансового анализа состояния компании-заемщика, поэтому внедрение в банках автоматизированных систем оценки кредитоспособности компаний является крайне актуальным, помогая банковским учреждениям выйти на качественно новый уровень управления своей доходностью.
Как же на практике осуществляется скоринговая оценка корпоративных заемщиков? В своей статье мы хотели бы поделиться западным опытом управления рисками в корпоративном секторе.
Исторически кредитный скоринг возник около 50 лет назад в форме так называемых скоринговых карт. Устройство и использование скоринговой карты несложно (таб. 1). Характеристики для скоринга могут быть выбраны из любого имеющегося в распоряжении источника данных о потенциальном заемщике. Подобными характеристиками могут служить демографические факторы (например, сектор экономики, к которому относится основная деятельность компании-заемщика; страна регистрации; как долго существует компания и т.п.), характеристики, отражающие уже существующие отношения между клиентом и банком (например, как долго компания является клиентом банка, количество используемых кредитных продуктов, насколько ответственно она подходит к осуществлению оплаты, предыдущие обращения в банк), и, наконец, финансовые данные о компании (например, годовой оборот, прибыль, размер капитала, число сотрудников и т.д.).
Таблица 1.Пример скоринговой карты для корпоративных клиентов[8]
Scorecard Points | ||
BRANCHE |
BRANCHE = Missing, AGRICULTURE, AUTOMOTIVE, TELECOM, FINANCE, CHEMICAL |
44 |
BRANCHE = HIGH TECH |
-20 | |
BRANCHE = OIL |
53 | |
COUNTRY |
COUNTRY = Missing, NL, LU, FR, DE, AT |
37 |
COUNTRY = BE |
52 | |
DEBT |
low <- DEBT < 300 000 000 |
-23 |
300 000 000 <- DEBT < 500 000 000 |
59 | |
Missing, 500 000 000 <- DEBT < high |
121 | |
LOYALITY |
Missing, low <- LOYALITY < 3 |
32 |
3 <- LOYALITY < 5 |
53 | |
5 <- LOYALITY < 10 |
66 | |
10 <- LOYALITY < high |
80 | |
PROFIT |
Missing, low <- PROFIT < 5 000 000 |
32 |
7 000 000 <- PROFIT < 10 000 000 |
37 |
Другое по теме:
История Сибирского Банка Сбербанка России
Как свидетельствуют документы, развитие сберегательного дела в Сибири началось в конце XIX – нач. XX веков. В 1897 году в Западной Сибири одна сберкасса приходилась на 55 тысяч человек, а в среднем по России – на 30 тысяч. В 1900 году в стране появилось 466 сберкасс при железнодорожных станциях, ка ...
Установка терминалов и банкоматов, принимающих наличные
денежные средства
Как уже отмечалось выше, эффективной мерой по снижению затрат, а следственно повышению эффективности работы банка с физическими лицами является установка терминалов и банкоматов, принимающих наличные денежные средства. Клиентам это обеспечивает возможность пополнять свой карт-счет 24 часа в сутки 7 ...
Основные задачи и методы,
используемые в системе антикризисных мер
К основным задачам антикризисного управления можно отнести: 1. Предвидение кризиса и адекватная подготовка к нему. 2. Воспрепятствование негативным факторам кризиса. 3. Обеспечение жизнедеятельности кредитной организации в кризисном состоянии. 4. Ослабление негативных последствий кризиса. 5. Исполь ...