Практика выдачи корпоративных кредитов по-прежнему остается актуальной: обслуживание корпоративных клиентов как оптовых покупателей всегда было одним из приоритетных направлений банковской деятельности[7]. Современная экономическая ситуация и здоровая конкуренция подталкивают банки к расширению кредитного предложения в области корпоративного кредитования. Наряду с понижением процентной ставки простота оформления и скорость предоставления кредита становятся факторами конкурентной борьбы банков за новых клиентов.
На сегодняшний момент решение о предоставлении кредита компании зачастую принимается "вручную" на основе проведенного банком финансового анализа состояния компании-заемщика, поэтому внедрение в банках автоматизированных систем оценки кредитоспособности компаний является крайне актуальным, помогая банковским учреждениям выйти на качественно новый уровень управления своей доходностью.
Как же на практике осуществляется скоринговая оценка корпоративных заемщиков? В своей статье мы хотели бы поделиться западным опытом управления рисками в корпоративном секторе.
Исторически кредитный скоринг возник около 50 лет назад в форме так называемых скоринговых карт. Устройство и использование скоринговой карты несложно (таб. 1). Характеристики для скоринга могут быть выбраны из любого имеющегося в распоряжении источника данных о потенциальном заемщике. Подобными характеристиками могут служить демографические факторы (например, сектор экономики, к которому относится основная деятельность компании-заемщика; страна регистрации; как долго существует компания и т.п.), характеристики, отражающие уже существующие отношения между клиентом и банком (например, как долго компания является клиентом банка, количество используемых кредитных продуктов, насколько ответственно она подходит к осуществлению оплаты, предыдущие обращения в банк), и, наконец, финансовые данные о компании (например, годовой оборот, прибыль, размер капитала, число сотрудников и т.д.).
Таблица 1.Пример скоринговой карты для корпоративных клиентов[8]
Scorecard Points | ||
BRANCHE |
BRANCHE = Missing, AGRICULTURE, AUTOMOTIVE, TELECOM, FINANCE, CHEMICAL |
44 |
BRANCHE = HIGH TECH |
-20 | |
BRANCHE = OIL |
53 | |
COUNTRY |
COUNTRY = Missing, NL, LU, FR, DE, AT |
37 |
COUNTRY = BE |
52 | |
DEBT |
low <- DEBT < 300 000 000 |
-23 |
300 000 000 <- DEBT < 500 000 000 |
59 | |
Missing, 500 000 000 <- DEBT < high |
121 | |
LOYALITY |
Missing, low <- LOYALITY < 3 |
32 |
3 <- LOYALITY < 5 |
53 | |
5 <- LOYALITY < 10 |
66 | |
10 <- LOYALITY < high |
80 | |
PROFIT |
Missing, low <- PROFIT < 5 000 000 |
32 |
7 000 000 <- PROFIT < 10 000 000 |
37 |
Другое по теме:
Организация производства в парикмахерской
Несомненно, что главной услугой салона-парикмахерской является стрижка. Стрижка волос - одна из самых сложных, но и самых распространенных операций, выполняемых в салонах-парикмахерских. От качества стрижки зависит внешний вид прически и ее долговечность. Стрижку волос называют фундаментом прически ...
Порядок лицензирования деятельности банков
Государственная регистрация не является достаточным основанием для начала работы кредитной организации. Для этого ей необходимо получить лицензию на осуществление банковских операций. Основанием для выдачи лицензии служат подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% объявленного уставног ...
Эффективность и устойчивость банковского сектора
В целях повышения в 2007 году эффективности функционирования банковского сектора и выполнения целевых ориентиров его развития банкам было рекомендовано достичь следующих параметров (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. №17 «Об итогах выполнения Основн ...