Практика выдачи корпоративных кредитов по-прежнему остается актуальной: обслуживание корпоративных клиентов как оптовых покупателей всегда было одним из приоритетных направлений банковской деятельности[7]. Современная экономическая ситуация и здоровая конкуренция подталкивают банки к расширению кредитного предложения в области корпоративного кредитования. Наряду с понижением процентной ставки простота оформления и скорость предоставления кредита становятся факторами конкурентной борьбы банков за новых клиентов.
На сегодняшний момент решение о предоставлении кредита компании зачастую принимается "вручную" на основе проведенного банком финансового анализа состояния компании-заемщика, поэтому внедрение в банках автоматизированных систем оценки кредитоспособности компаний является крайне актуальным, помогая банковским учреждениям выйти на качественно новый уровень управления своей доходностью.
Как же на практике осуществляется скоринговая оценка корпоративных заемщиков? В своей статье мы хотели бы поделиться западным опытом управления рисками в корпоративном секторе.
Исторически кредитный скоринг возник около 50 лет назад в форме так называемых скоринговых карт. Устройство и использование скоринговой карты несложно (таб. 1). Характеристики для скоринга могут быть выбраны из любого имеющегося в распоряжении источника данных о потенциальном заемщике. Подобными характеристиками могут служить демографические факторы (например, сектор экономики, к которому относится основная деятельность компании-заемщика; страна регистрации; как долго существует компания и т.п.), характеристики, отражающие уже существующие отношения между клиентом и банком (например, как долго компания является клиентом банка, количество используемых кредитных продуктов, насколько ответственно она подходит к осуществлению оплаты, предыдущие обращения в банк), и, наконец, финансовые данные о компании (например, годовой оборот, прибыль, размер капитала, число сотрудников и т.д.).
Таблица 1.Пример скоринговой карты для корпоративных клиентов[8]
|
Scorecard Points | ||
|
BRANCHE |
BRANCHE = Missing, AGRICULTURE, AUTOMOTIVE, TELECOM, FINANCE, CHEMICAL |
44 |
|
BRANCHE = HIGH TECH |
-20 | |
|
BRANCHE = OIL |
53 | |
|
COUNTRY |
COUNTRY = Missing, NL, LU, FR, DE, AT |
37 |
|
COUNTRY = BE |
52 | |
|
DEBT |
low <- DEBT < 300 000 000 |
-23 |
|
300 000 000 <- DEBT < 500 000 000 |
59 | |
|
Missing, 500 000 000 <- DEBT < high |
121 | |
|
LOYALITY |
Missing, low <- LOYALITY < 3 |
32 |
|
3 <- LOYALITY < 5 |
53 | |
|
5 <- LOYALITY < 10 |
66 | |
|
10 <- LOYALITY < high |
80 | |
|
PROFIT |
Missing, low <- PROFIT < 5 000 000 |
32 |
|
7 000 000 <- PROFIT < 10 000 000 |
37 | |
Другое по теме:
Формирование стратегии развития банка
с учетом сложившегося финансового состояния
Для определения стратегии развития банка на краткосрочную перспективу, аналитический отдел кредитной организации проводит расчет обязательных экономических нормативов[5], которые являются главными показателями, отражающими положительные и отрицательные стороны деятельности организации в отчетном пе ...
Взаимодействие российских и иностранных компаний
Рассмотрим перспективу иностранных страховщиков, принявших решение о выходе на российский страховой рынок. Прибыль крупных западных страховщиков в последние годы растет, а в некоторых случаях - довольно заметно. По последним данным Европейского комитета страховщиков, только в Европе общий доход от ...
Рекомендации по осуществлению контроля со стороны органов управления за
организацией деятельности кредитной организации
1.4.1 К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) рекомендуется отнесение следующих вопросов – создание и функционирование эффективного внутреннего контроля; – регулярное рассмотрение на своих заседаниях эффективности внутреннего контроля и обсуждение с исполнительными органами кредитн ...