В условиях жесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличивать количество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этом смысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности банка и как инструмент управления клиентскими отношениями. В проведении мониторинга корпоративных клиентов заинтересованы как коммерческие банки, так и Банк России.
Необходимость проведения мониторинга корпоративных клиентов обусловлена, во-первых, той особой ролью, которую банки играют в хозяйственной жизни общества. Выполнение банками функции посредника между хозяйствующими субъектами - предприятиями различных форм собственности оказывает влияние на объем и структуру денежной массы, тем самым активное воздействие оказывается на общую экономическую конъюнктуру. Между банками и их клиентами должны устанавливаться особые отношения, основанные на полном доверии к банковской системе, ибо только в этом случае можно обеспечить стабильное выполнение банковской системой функций по привлечению и перераспределению временно свободных средств в обществе. Только тогда коммерческие банки могут реализовать свои экономические интересы - получать в процессе своей деятельности необходимую прибыль.
Понятие "банковский мониторинг корпоративных клиентов" можно определить как систему мероприятий по осуществлению постоянного наблюдения за деятельностью корпоративных клиентов, сбору и систематизации данных об их финансовом состоянии для оценки текущего положения дел в реальном секторе экономики и, соответственно, банковской сфере, прогнозирования их развития на перспективу. Мониторинг корпоративных клиентов в широком смысле необходимо осуществлять для решения вопросов развития отношений банка с корпоративными клиентами.
Очевидно, что в проведении мониторинга корпоративных клиентов заинтересованы и коммерческие банки, и Центральный банк Российской Федерации. Безусловно, задачи, методы, инструменты, направления, а также структура организации и охват сегментов при этом с позиций той и другой стороны будут различными.
В основу классификации клиентского мониторинга могут быть положены следующие признаки:
- характер изучаемых объектов;
- методы проведения мониторинга;
- пространственные масштабы проводимых мониторинговых исследований:
а) мониторинг отдельно взятого корпоративного клиента:
- мониторинг отдельно взятого потенциального корпоративного клиента;
- мониторинг отдельно взятого реального (обслуживаемого) корпоративного клиента;
б) мониторинг группы корпоративных клиентов (в зависимости от выбранных критериев):
- мониторинг потенциальной группы корпоративных клиентов;
- мониторинг реального (обслуживаемого) корпоративного клиента.
Мониторинг корпоративных клиентов, проводимый коммерческими банками, структурно может быть представлен, по нашему мнению, следующими основными блоками:
1) наблюдение и сбор информации о корпоративном клиенте;
2) оценка текущего состояния корпоративного клиента;
3) составление прогноза состояния корпоративного клиента;
4) оценка прогнозируемого финансового состояния и перспектив сотрудничества с клиентом;
5) принятие управленческих решений по дальнейшему взаимодействию банка и клиента.
Мониторинг корпоративных клиентов, проводимый коммерческими банками, весьма специфичен, поскольку должен проводиться по двум основным направлениям: исследование и изучение потенциальных и реальных (уже обслуживаемых) корпоративных клиентов.
Другое по теме:
Виды потребительского кредита
Кредит может погашаться единовременно или с рассрочкой платежа. Кредит с разовым погашением. Сюда относятся текущие счета, открываемые покупателями на срок 1-1,5 месяца в универмагах и на других предприятиях розничной торговли; в пределах предоставленных кредитов они покупают товары и по истечении ...
Расчет кредитного риска при анализе ФХД заемщика
Методика разработана на основе Приложения к Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России для определения финансового состояния и степени кредитоспособности Заемщика. Для определения кредитоспособности заемщика проводится количественный (оценка финансового состояния) и каче ...
Перспективы развития добровольного медицинского страхования
Развитие рынка требует также положительных инициатив со стороны законодательной власти и органов надзора, квалифицированных и ощутимых маркетинговых усилий, в том числе разработки эффективных механизмов продаж ДМС со стороны страховых компаний. Опрос показал, что невысокая информированность клиенто ...