Использование кредитов российской банковской клиентуры в зависимости от их социального статуса.
Становление и развитие клиентуры банков как социально-ролевой группы определяется общим уровнем социального, экономического и правового развития государства. Установлено, что существенное влияние на решение клиента банка оказывает его пол, возраст, семейное положение, образование, профессия, должностной статус, уровень обеспеченности и род занятий, а также круг знакомых и ценностные ориентации. Или, другими словами, социальный статус, отображающий место клиента в социальной структуре общества.
Общепризнано, что социальная структура делится на подвиды: социально-демографическая, социально-классовая, социально-территориальная и национальная. Все они полностью производятся с социальной структуре банковской клиентуры, которая представляет собой специфическую ролевую общность, объединенную общими экономическими интересами и мотивами в процессе использования финансово-банковских услуг.
Для анализа социальной структуры российской банковской клиентуры и изучения влияния социально-профессиональных характеристик банковских клиентов на формирование моделей их экономического поведения был проведен метод анкетирования социологический опрос 300 респондентов. В целях анализа данной структуры банковской клиентуры использовались такие социологические показатели как трудовая занятость, сфера профессиональной деятельности, форма собственности предприятия, на котором занят респондент, его должностной уровень (занимаемая им должность в должностной иерархии). По результатам исследования были сделаны следующие выводы.
Среди клиентов банков больше людей с высшем техническим и гуманитарным образованием, занятых в сфере финансов, медицины, управления и продаж. Интересно отметить, что если в составе клиентов банк безработных менее 15%, то среди "не-клиентов" - четверть. Структура респондентов по должностному уровню примерно одинакова как среди клиентов, так и в группе "не-клиентов" банка. Однако следует подчеркнуть, что все руководители высшего звена, согласно опросу, пользовались банковскими услугами.
Кредитное поведение россиян во многом определяется их социально-профессиональными характеристиками. Существенную роль в данном вопросе играет общая система требований банков к заемщикам, а именно: последние, чтобы взять кредит, должны доказать наличие регулярного и достаточного для этого дохода. Разумеется, данные требования относятся именно к работающему населению.
Результаты опроса показали, что пользователями банковскими кредитами в 4 раза чаще становятся работающие респонденты. Довольно многие (каждый пятый) из них может позволить себе взять кредит, а среди незанятых респондентов а среди незанятых респондентов заемщиками становятся лишь 5,8%. Должностной уровень прямо влияет на кредитную активность (табл. 18).
Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: кредиты как вид банковской услуги не выполняют свою первоначальную задачу по улучшению уровня жизни тех, кто действительно в этом нуждается и не имеют средств приобрести желаемое. Более высокая должность предполагает более высокий доход, с одной стороны, и определенные запросы на качество жизни – с другой
Таблица 18 Использование респондентами банковских кредитов в зависимости от их должностного уровня (в % опрошенных)
Варианты ответов |
Высшее руководство |
Руководители среднего звена |
Специалисты |
Стажеры |
Используют банковские кредиты |
41,7 |
29,8 |
17,7 |
11,1 |
Не используют банковские кредиты |
58,3 |
66,0 |
72,9 |
88,9 |
Не ответили |
0,0 |
4,2 |
9,4 |
0,0 |
Другое по теме:
Основные функции Центрального Банка
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Центральный банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сеть ...
Особенности формирования историй
Пример 1 Вопрос. ООО «У» (г. Минск) при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения получило рассрочку уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 256 Таможенного кодекса Республики Беларусь на срок до 2 месяцев. В качестве обеспечения исполнения налогового обязательства по упл ...
Перестрахование и формы его организации
Перестрахование - это тоже страхование (страховщика, который выступает в роли клиента, называют «цедент»), и формы его организации различны. Существуют как компании, занимающиеся исключительно перестрахованием, так и сочетающие обычные виды страхования с перестрахованием. Есть объединения компаний ...