Роль биржевых товаров в современной мировой экономике

Финансовая аналитика » Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика » Роль биржевых товаров в современной мировой экономике

Страница 1

К биржевым товарам относят товары, полностью или час­тично продаваемые через биржи. Как уже отмечено выше, объ­ектами биржевой торговли являются товары, обладающие та­кими свойствами, как однородность, взаимозаменимость, воз­можность установления стандарта качества. Кроме того, до­вольно долго считалось, что биржевыми не могут быть скоро­портящиеся товары, но современная научно-техническая рево­люция позволила ввести в биржевой оборот ряд видов скоро­портящейся продукции.

Большое значение на формирование биржевого рынка того или иного товара оказывает практика ценообразования. Товары с невысокой степенью монополизации производства либо по­требления имеют больше шансов надолго остаться предметом биржевой торговли. В то же время возможно существование биржевой торговли весьма высокомонополизированными това­рами в том случае, если имеется устойчивая доля свободной торговли и немонопольные участники — продавцы либо поку­патели. Примером этого является рынок нефти и нефтепродуктов.

В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований. Крупными группами биржевых товаров были в прошлом черные металлы, уголь и ряд других товаров, с которыми сегодня операции бо­лее не ведутся. К середине XX в. число биржевых товаров со­кратилось до полусотни и с тех пор по количеству оставалось примерно постоянным. В то же время число фьючерсных рын­ков неуклонно расширялось. Под фьючерсным рынком понима­ется рынок определенного качества какого-то товара, поэтому по одному товару могут существовать несколько рынков.

Номенклатура биржевых товаров традиционно состояла из двух основных групп — продукция сельского хозяйства и про­мышленное сырье и полуфабрикаты.

В группу промышленного сырья и полуфабрикатов входят энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо), драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) и цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец, никель, олово).

Число биржевых товаров группы сельского и лесного хозяй­ства неуклонно сокращавшееся в 80-е годы, в настоящее время вновь расширяется. В эту группу входят масличные (семена, шроты и масла), зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, рожь, овес), продукция животноводства (живой крупный рогатый скот и свиньи, мясо, окорока и др.), пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы), товары текстильной группы (хлопок, шерсть, шелк, пряжа), натуральный каучук и пиломатериалы. Среди прочих товаров можно отметить картофель и заморо­женный концентрат апельсинового сока.

На структуру биржевых товаров воздействует ряд факторов, в том числе и такой, как научно-технический прогресс. Благо­даря ему появилось множество заменителей некоторых бирже­вых товаров искусственного или синтетического происхожде­ния. Конкурентная борьба между этими товарами способствует стабилизации цен, а значит, уменьшению биржевого оборота. Это хорошо видно на примере рынка шерсти, где объемы сде­лок в последние десятилетия сократились многократно, а на многих ведущих биржах торговля ею вообще прекратилась.

В то же время научно-технический прогресс способствовал совершенствованию методов определения качества товаров с использованием для этих целей новейших технических средств. В итоге возможность достижения стабильного качества позво­лила расширить круг биржевых товаров за счет некоторых пи­ломатериалов, множества продовольственных товаров и драго­ценных металлов, которые ранее были недоступны биржевой торговле по стандартным контрактам.

На современных товарных биржах появилась новая группа объектов торговли, не являющихся осязаемыми товарами и по­лучивших общее название финансовых инструментов. Ведутся операции по торговле индексами цен, банковским процентом, ипотекой, валютой, контрактами на фрахтование, на государст­венные ценные бумаги. Эти операции стали практиковаться на товарных биржах примерно с 70-х годов.

На развитие и рост финансовых фьючерсных рынков по­влияли изменения в мировой экономике в 70-е годы, когда на­чали колебаться зафиксированные обменные курсы между дол­ларом США и западно-европейскими валютами. Валютные курсы плавали не только вследствие непостоянства денежных курсов, но и из-за колебаний курсов других финансовых средств, например, облигаций и казначейских билетов. Эта причина, а также внезапно увеличившийся государственный долг США и повлияли на относительно стабильные процент­ные ставки, что привело к установлению более колеблющихся, непостоянных ставок.

Ведущие биржи мира распространили фьючерсные контрак­ты на финансовые средства, дав тем самым возможность фи­нансовым институтам справиться с ценовыми рисками. Первые фьючерсные контракты на финансовые инструменты были за­ключены на залоговые сертификаты Правительственной на­циональной залоговой ассоциации (США) и на иностранную валюту в 70-е годы. Сертификаты были плодом совместных усилий Чикагской торговой биржи и предпринимателей, веду­щих деятельность в области залогового бизнеса. Для разработки контрактов потребовалось несколько лет интенсивной работы, и торговля этими контрактами началась в октябре 1975 г.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Основные взгляды относительно дальнейшего развития банковской системы России
Развитие современной банковской индустрии России на протяжении последних лет происходило в отсутствие какой-либо единой системы взглядов, принятой государством и поддержанной банковским сообществом. Не было ясной общеэкономической стратегии развития, а все документы, касавшиеся долговременных задач ...

Порядок образования коммерческих банков
Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осуществляющий на основе полученной от Центрального банка лицензии посредническую деятельность в реализации специфических продуктов – кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий своей о ...

Особенности маркетинга в банковской сфере
Многие западные специалисты обращают внимание на то, что в области банковского маркетинга сейчас происходит настоящая революция, связанная с усилением нацеленности банка на удовлетворение спроса и потребностей клиентов. Подобная стратегия может повысить рентабельность операций на 50 и более процент ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru