Понятие и состав биржевого товара

Важнейшим элементом биржевой деятельности являет­ся определение биржевого товара. В период зарождения бирж им был перец. Это было обусловлено тем, что перец, как и большинство других пряностей, достаточно одноро­ден, поэтому можно на основании одной пробы составить представление о всей партии груза. В Законе РФ «О товар­ных биржах и биржевой торговле» отмечается, что бирже­вой товар — это «не изъятый из оборота товар определен­ного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в ус­тановленном порядке биржей к биржевой торговле» [6]. Ос­новные требования к биржевому товару сводятся к следу­ющим:

• биржевой товар должен быть массовым, т.е. вы­пускаться в достаточно большом объеме, многими произ­водителями и предназначаться для закупки большим чис­лом потребителей;

• биржевым товаром может быть только продукция пер­вичных — добывающих отраслей, т.е. сырье или полуфаб­рикат;

• биржевой товар должен иметь четкие стандартные характеристики, т.е. иметь регламентированные условия по качеству, требованиям хранения, измерения и транспор­тировки;

• биржевой товар должен обладать полной заменяе­мостью, т.е. товар одной укрупненной группы должен быть идентичен по составу, свойствам, виду и качеству упаков­ки, маркировки, величине партии, размеру, весу (в частности, в США пшеница дифференцируется на три со­рта: «мягкая красная», «твердая красная», «темная северная». В свою очередь, каждый сорт оценивается по трем (1, 2, 3) классам, поскольку имеет различные хлебопекарные свойст­ва. На зерновой бирже торгуется как стандартная цена пше­ницы второго класса. Если на бирже будет выставлена пшеница первого или третьего класса, то производится надбавка или скидка с цены выставленной на торги продукции);

• механизм ценообразования на биржевой товар должен регулироваться только на основе складывающейся на рын­ке конъюнктуры, на основе учета конъюнктурообразующих факторов — постоянных и переменных;

• биржевой товар должен иметь четкие границы, харак­теризующие его величину, выставленную на торги, т.е. лот (лот регламентируется грузоподъемностью или объемом тран­спортных средств, как правило, железнодорожных вагонов; либо объемом и весом товара. Поэтому фактический объем выставленной на торги продукции — лот, должен быть крат­ным биржевой единице. Например, на товарной бирже «Чи­каго Борд оф Трейд» (США), биржевая единица по пшенице составляет 5 тыс. бушелей (около 100 т), по крупному рогато­му скоту — 34 головы быков (40 тыс. фунтов или 18 т). На Лондонской бирже металлов биржевая единица меди, цинка, свинца утверждена правилами этой биржи и составляет 25 т, для олова — 5т, серебра — 311 кг).

Согласно установленным правилам, исходя из понятия биржевого товара, каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, которые будут являться объ­ектом биржевого торга. Однако при этом учитываются те требования, которые предъявляются к биржевым товарам практикой биржевой торговли. Объектом биржевой тор­говли в настоящее время являются примерно 70 видов то­варов. Их можно объединить в следующие группы и под­группы, например:

сырье и полуфабрикаты:

§ цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, ни­кель, алюминий);

§ драгоценные металлы (серебро, золото, платина);

энергоностиели:

§ жидкие (дизельное топливо, бензин, сырая нефть);

§ газообразные (газойль, природный газ, пропан);

сельскохозяйственные, лесные товары и продукты их переработки:

§ зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);

§ маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, со­евое масло, шрот);

§ живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);

§ текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натураль­ный и искусственный шелк, пряжа, лен);

§ пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, рас­тительные масла, картофель, перец, яйца, арахис, концен­трат апельсинового сока).

Биржевые сделки, заключенные на товарной бирже, классифицируются по разным признакам.[7]. Одним из них является наиболее часто встречаемый объект торга, кото­рый может быть представлен как в виде реального товара, так и в качестве контракта, представляющего право на то­вар или на его заключение. В соответствии с данным при­знаком биржевые сделки принято делить на две группы:

• сделки с реальным товаром;

• сделки без реального товара.

Развитие биржевой торговли начиналось именно со сде­лок с реальным товаром, целью которых была действитель­ная поставка реально существующего товара. Эволюция биржевой торговли выработала своеобразный биржевой ме­ханизм, позволяющий заключать сделки в отсутствие това­ра на товар, который будет произведен в будущем и реаль­ная поставка которого будет осуществляться не на бирже­вом, а на так называемом наличном (реальном) рынке.

Другое по теме:

Организация безналичного расчета банками
Безналичные расчеты – это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а так же путем зачета взаимных встречных требований. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупно ...

Использование многомерного анализа при рейтинговой оценке кредитоспособности предприятия
Кредитоспособность заемщика – способность лица полностью и в установленный срок рассчитается по своим долговым обязательствам. При определении кредитоспособности заемщика банк определяет степень риска, которую он готов взять на себя, размер кредита, условия его предоставления (сроки, процентные ста ...

Стратегия государства в становлении и развитии системы ипотечного жилищного кредитования
В первые голы возрождения ипотечного кредитования стало очевидно, что успешное и динамичное развитие рынка ипотечного жилищного кредитования в России невозможно без активного участия в этом процессе государства. Необходимо было разработать общую концепцию развития ипотечного кредитования, создать и ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru