Понятие и состав биржевого товара

Важнейшим элементом биржевой деятельности являет­ся определение биржевого товара. В период зарождения бирж им был перец. Это было обусловлено тем, что перец, как и большинство других пряностей, достаточно одноро­ден, поэтому можно на основании одной пробы составить представление о всей партии груза. В Законе РФ «О товар­ных биржах и биржевой торговле» отмечается, что бирже­вой товар — это «не изъятый из оборота товар определен­ного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в ус­тановленном порядке биржей к биржевой торговле» [6]. Ос­новные требования к биржевому товару сводятся к следу­ющим:

• биржевой товар должен быть массовым, т.е. вы­пускаться в достаточно большом объеме, многими произ­водителями и предназначаться для закупки большим чис­лом потребителей;

• биржевым товаром может быть только продукция пер­вичных — добывающих отраслей, т.е. сырье или полуфаб­рикат;

• биржевой товар должен иметь четкие стандартные характеристики, т.е. иметь регламентированные условия по качеству, требованиям хранения, измерения и транспор­тировки;

• биржевой товар должен обладать полной заменяе­мостью, т.е. товар одной укрупненной группы должен быть идентичен по составу, свойствам, виду и качеству упаков­ки, маркировки, величине партии, размеру, весу (в частности, в США пшеница дифференцируется на три со­рта: «мягкая красная», «твердая красная», «темная северная». В свою очередь, каждый сорт оценивается по трем (1, 2, 3) классам, поскольку имеет различные хлебопекарные свойст­ва. На зерновой бирже торгуется как стандартная цена пше­ницы второго класса. Если на бирже будет выставлена пшеница первого или третьего класса, то производится надбавка или скидка с цены выставленной на торги продукции);

• механизм ценообразования на биржевой товар должен регулироваться только на основе складывающейся на рын­ке конъюнктуры, на основе учета конъюнктурообразующих факторов — постоянных и переменных;

• биржевой товар должен иметь четкие границы, харак­теризующие его величину, выставленную на торги, т.е. лот (лот регламентируется грузоподъемностью или объемом тран­спортных средств, как правило, железнодорожных вагонов; либо объемом и весом товара. Поэтому фактический объем выставленной на торги продукции — лот, должен быть крат­ным биржевой единице. Например, на товарной бирже «Чи­каго Борд оф Трейд» (США), биржевая единица по пшенице составляет 5 тыс. бушелей (около 100 т), по крупному рогато­му скоту — 34 головы быков (40 тыс. фунтов или 18 т). На Лондонской бирже металлов биржевая единица меди, цинка, свинца утверждена правилами этой биржи и составляет 25 т, для олова — 5т, серебра — 311 кг).

Согласно установленным правилам, исходя из понятия биржевого товара, каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, которые будут являться объ­ектом биржевого торга. Однако при этом учитываются те требования, которые предъявляются к биржевым товарам практикой биржевой торговли. Объектом биржевой тор­говли в настоящее время являются примерно 70 видов то­варов. Их можно объединить в следующие группы и под­группы, например:

сырье и полуфабрикаты:

§ цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, ни­кель, алюминий);

§ драгоценные металлы (серебро, золото, платина);

энергоностиели:

§ жидкие (дизельное топливо, бензин, сырая нефть);

§ газообразные (газойль, природный газ, пропан);

сельскохозяйственные, лесные товары и продукты их переработки:

§ зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);

§ маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, со­евое масло, шрот);

§ живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);

§ текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натураль­ный и искусственный шелк, пряжа, лен);

§ пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, рас­тительные масла, картофель, перец, яйца, арахис, концен­трат апельсинового сока).

Биржевые сделки, заключенные на товарной бирже, классифицируются по разным признакам.[7]. Одним из них является наиболее часто встречаемый объект торга, кото­рый может быть представлен как в виде реального товара, так и в качестве контракта, представляющего право на то­вар или на его заключение. В соответствии с данным при­знаком биржевые сделки принято делить на две группы:

• сделки с реальным товаром;

• сделки без реального товара.

Развитие биржевой торговли начиналось именно со сде­лок с реальным товаром, целью которых была действитель­ная поставка реально существующего товара. Эволюция биржевой торговли выработала своеобразный биржевой ме­ханизм, позволяющий заключать сделки в отсутствие това­ра на товар, который будет произведен в будущем и реаль­ная поставка которого будет осуществляться не на бирже­вом, а на так называемом наличном (реальном) рынке.

Другое по теме:

Кредитование малого и среднего бизнеса в ВТБ 24
В последние годы на рынке кредитования малого бизнеса происходят достаточно значимые изменения. Первое, что хотелось бы отметить — банки, и государство стали уделять этому сегменту больше внимания. Например, уже реализуется ряд программ — и на уровне областей, и на уровне Минэкономразвития — связан ...

Основные виды банковских операций
Функции банков реализуются через их операции. Согласно Закону РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся: • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); • размещение привлече ...

Функции страхования
Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций экономической категории страхования можно выделить следующие: 1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств. 2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение гражда ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru