История возникновения и развития системы медицинского страхования в России

Финансовая аналитика » Рассмотрение Фондов медицинского страхования Российской Федерации » История возникновения и развития системы медицинского страхования в России

Страница 3

В период НЭПа медицинская помощь населению оказывалась государственной системой здравоохранения, лечебными учреждениями страховых касс и частными врачами и клиниками. Застрахованные лица обслуживались в государственных медицинских учреждениях и лечебных учреждениях страховых касс за счет средств страховых касс.

26 февраля 1925 года на основании Постановления Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) были произведены следующие структурно-функциональные изменения в медико-социальном страховании:

1. четыре фонда социального страхования были преобразованы в два: фонд пенсий и других пособий и фонд лечебной (медицинской) помощи застрахованным лицам;

2. установлен нормальный и временный льготный страховой тариф для четырех групп предприятий-страхователей;

3. изменено подчинение созданных фондов.

Произошло слияние кассовой и государственной медицины в бюджетно-страховую медицину. Введение бюджетно-страховой медицины характеризовалось ухудшением качества медицинского обслуживания застрахованных лиц.

В стране до 1991 года действовала государственная система здравоохранения, и обязательного медицинского страхования населения или отдельных его групп в какой-либо форме не проводилось.

Начиная с 30-х годов XX столетия развитие советского здравоохранения строилось на основе государственного планирования и бюджетного финансирования. Пятилетние планы развития народного хозяйства страны включали плановые показатели всех отраслей, в т.ч. и здравоохранения. Жестко определялись количественные показатели, которые должна достичь отрасль к определенному моменту.

Государственной системой здравоохранения в начале своего развития были достигнуты отличные показатели обеспечения населения медицинской помощью, но к 1985 году рост количественных показателей исчерпал себя, не обеспечив перехода в качественные. Это привело в конечном итоге к осмыслению руководством страны необходимости проведения коренных преобразований системы здравоохранения, основанных на переходе от плановых к рыночным механизмам управления отраслью и направленных на обеспечение социальных гарантий гражданам в охране здоровья и на предоставление качественной медицинской помощи всему населению. При отсутствии рыночных механизмов проведенные с 1967 г. по 1988 г. четыре экономических экспериментов в здравоохранении не обеспечили внутриотраслевого реформирования и перевода медицинской отрасли на экономические методы управления.

На государственном уровне применялся остаточный принцип финансирования здравоохранения, а в медицинской отрасли использовались уравнительное финансирование медицинских учреждений и затратный механизм потребления бюджетных средств.

Все это вместе взятое привело к негативным последствиям в функционировании медицинской отрасли и кризису системы здравоохранения, обеспечило формирование низкой общественно-социальной значимости здравоохранения, а также подтверждало отсутствие общегосударственного и отраслевого системного подхода к охране здоровья населения.

Попытка внести кардинальное изменение в стратегию и тактику развития государственной системы здравоохранения были предприняты XXYII съездом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Съезд КПСС в 1985 г. принял новую редакцию Программы КПСС и "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 года". В данных документах были определены конкретные пути развития здравоохранения, расширение научно медицинских исследований по прикладным проблемам, повышение качества медицинского обслуживания, укрепление реконструкции материально-технической базы медицинской отрасли в соответствии с новейшими достижениями науки и техники.

Переход от государственной системы здравоохранения к страховой медицине, как показывает мировой и отечественный опыт, является необходимым шагом в условиях рыночной экономики и развития рынка медицинских услуг. Это обусловлено тем, что, во-первых, для широких слоев населения обеспечиваются гарантии предоставления и доступность высококачественных медицинских услуг даже при значительном росте цен на них; во-вторых, решаются проблемы привлечения дополнительных и значительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения; в-третьих, принципы рыночной экономики и экономические рычаги управления начинают активно использоваться в управлении системой здравоохранения.

Новое возрождение медицинского страхования в Российской Федерации началось по прошествии 60 лет благодаря принятию 28 июня 1991 года Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" № 1499-1.

Согласно статьи 1 этого Закона медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, а цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия, а также повысить заинтересованность страхователя и застрахованного в повышении уровня здоровья.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Перспективы развития добровольного медицинского страхования
Развитие рынка требует также положительных инициатив со стороны законодательной власти и органов надзора, квалифицированных и ощутимых маркетинговых усилий, в том числе разработки эффективных механизмов продаж ДМС со стороны страховых компаний. Опрос показал, что невысокая информированность клиенто ...

Экономическая сущность малого бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования
кредит малый предпринимательство экономический Экономическая теория под малым предпринимательством – в противовес крупному – понимает обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом предпринимательстве владелец фирмы, как прав ...

Рекомендации по осуществлению контроля со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации
1.4.1 К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) рекомендуется отнесение следующих вопросов – создание и функционирование эффективного внутреннего контроля; – регулярное рассмотрение на своих заседаниях эффективности внутреннего контроля и обсуждение с исполнительными органами кредитн ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru