Понятие, цели и задачи оценки кредитоспособности кредитором

Финансовая аналитика » Оценка кредитоспособности предприятия » Понятие, цели и задачи оценки кредитоспособности кредитором

Страница 1

Проблема оценки кредитоспособности заемщика банком не относится к числу достаточно разработанных. Прежде всего, в уточнении нуждается сам термин “кредитоспособность”. Наиболее распространенным является такое его определение – способность лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам[1], которое делает его неотличимым от другого термина – “платежеспособность”. По определению Джеймс С. Ван Хорн, Джон М. Вахович, мл. платежеспособность предприятия – это возможность погашения своих финансовых обязательств в конкретный период времени[2]. Приведенные определения не совсем корректны, так как в них не разграничиваются термины «кредитоспособность» и «платежеспособность». Последняя как раз и подразумевает способность организации расплачиваться по всем видам обязательств, а кредитоспособность подразумевает способность расплатиться лишь по кредитным обязательствам.

Различают текущую платежеспособность, которая сложилась на текущий момент времени, и перспективную платежеспособность, которая ожидается в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Текущая платежеспособность определяется на дату составления баланса. Предприятие считается платежеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчетам. Чтобы определить текущую платежеспособность, необходимо ликвидные средства первой группы сравнить с платежными обязательствами первой группы. Идеальный вариант, если коэффициент будет составлять единицу или немного больше.

Перспективная (ожидаемая) платежеспособность определяется на конкретную предстоящую дату путем сравнения суммы его платежных средств со срочными (первоочередными) обязательствами предприятия на эту дату. Для оценки перспективной платежеспособности рассчитывают следующие показатели ликвидности: абсолютный, промежуточный и общий. Г.В. Савицкая[3] отмечает, что ликвидность характеризуется временем, необходимым для превращения активов в денежные средства. Ликвидность – одна из важнейших характеристик финансового состояния организации, определяющая возможность своевременно оплачивать счета и фактически является одним из показателей банкротства. Результаты анализа ликвидности важны с точки зрения как внутренних, так и внешних пользователей информации об организации. Если предприятие в текущий момент может на 25-30% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Низкий же уровень платежеспособности, выражающийся в недостатке денежной наличности, а также наличии просроченных платежей, может быть случайным (временным) и хроническим (длительным). Поэтому, анализируя состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов. При анализе платежеспособности, кроме количественных показателей, следует изучить качественные характеристики, не имеющие количественного изменения, которые могут быть охарактеризованы, как зависящие от финансовой гибкости предприятия. Финансовая гибкость характеризуется способностью предприятия противостоять неожиданным перерывам в поступлении денежных средств в связи с непредвиденными обстоятельствами. Это означает способность брать в долг из различных источников, увеличивать акционерный капитал, продавать и перемещать активы, изменять уровень и характер деятельности предприятия, чтобы выстоять в изменяющихся условиях. По существу платежеспособность – это оценка прошлого и текущего финансового состояния, а кредитоспособность – оценка выполнения предприятием обязательств по кредитному договору в будущем.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ факторов, влияющих на работоспособность
Рассмотрим более подробно, какие негативные факторы влияют на трудовой процесс работников банка, а также причины их возникновения. Во-первых, на трудовой процесс оказывают влияние элементы рабочего места, к которым относятся рабочее помещение, рабочая мебель, освещённость, а также предметы, которым ...

Понятие банковского маркетинга
Маркетинг — система управления и организации деятельности компании и фирм, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. С развитием коммерческих банков и расширением круга выполняемых ими операций весьма актуальной становится проблема внедрения маркетинга в банковское дело. Современный м ...

Заключение кредитного договора и порядок предоставления кредита
Открытие кредитной линии производится на основании решения кредитного комитета отделения банка с учетом испрашиваемой ссуды. Сформированный пакет документов, в том числе заключение о целесообразности выдачи кредита, передается для рассмотрения членам кредитного комитета за несколько дней до заседан ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru