Стратегия государства в становлении и развитии системы ипотечного жилищного кредитования

Финансовая аналитика » Ипотечное жилищное кредитование в России » Стратегия государства в становлении и развитии системы ипотечного жилищного кредитования

Страница 1

В первые голы возрождения ипотечного кредитования стало очевидно, что успешное и динамичное развитие рынка ипотечного жилищного кредитования в России невозможно без активного участия в этом процессе государства. Необходимо было разработать общую концепцию развития ипотечного кредитования, создать инфраструктуру ипотечного рынка.

Ипотечное жилищное кредитование становится составной частью государственной жилищной политики. Это нашло свое отражение в государственной целевой программе «Жилище»[6] (июнь 1993 г.) – одной из приоритетных программ структурной перестройки экономики России.

Основными результатами данного этапа можно назвать следующие:

ü на основе Конституции Российской Федерации был принят ряд основополагающих законов, иных правовых актов, обеспечивающих проведение жилищной реформы;

ü было частично преодолено сокращение объемов жилищного строительства;

ü начал функционировать рынок жилья;

ü произошли коренные изменения в структуре источников финансирования жилищного строительства.

Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем продолжала обостряться, а инвестиционная деятельность – снижаться.

В ходе практической реализации программы «Жилище» выявилась необходимость новых подходов к ряду проблем жилищной реформы. Стало очевидным, что необходимо найти новые, высокоэффективные внебюджетные источники финансирования строительств жилья. В частности, возродить систему ипотечного кредитования жилищного строительства, которая уже давно доказала свою эффективность во многих странах, в том числе и в дореволюционной России.

10 июня 1994 г. президент Российской Федерации подписал следующие указы:

ü «О жилищных кредитах» в целях «оказания кредитно-финансовой поддержки населению в решении жилищной проблемы». Отмечалось, что коммерческие банки могут выдавать три вида жилищных кредитов: земельный кредит, строительный кредит и кредит на приобретение жилья.

ü «О выпуске и обращении жилищных сертификатов», согласно которому юридическое лицо – заказчик при осуществлении строительства жилых домов получал право привлекать средства граждан РФ с помощью особого вида облигаций – жилищных сертификатов, имеющих номинальную стоимость в единицах общей площади.

Всего в течение 1993–1995 гг. были разработаны и введены в действие около 50 правовых актов по регулированию жилищной сферы[7].

В марте 1996 г. Указом Президента были одобрены основные направления нового этапа реализации государственной целевой программы «Жилище». Началось возрождение системы ипотечного кредитования.

ü Был принят Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», определивший правовые основы ипотечного кредитования;

ü Правительством Российской Федерации было создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) (1998 г.);

ü Банковской системой начали отрабатываться конкретные механизмы предоставления ипотечных кредитов;

ü Произошли изменения формы участия бюджетов в жилищном финансировании путем ориентации бюджетов на оказание поддержки непосредственно гражданам в форме предоставления субсидий на приобретение жилья.

В июне 1996 г. была утверждена федеральная программа «Свой дом», которая подлежала финансированию за счет средств федерального бюджета.

Программой предусматривалось создание эффективного кредитно-финансового и инвестиционного механизма, обеспечение доступности жилья для граждан и осуществление строительства жилья с помощью привлечения средств населения и долгосрочных банковских кредитов.

Существенное значение для совершенствования правовых и методологических основ ипотечного жилищного кредитования имеет принятая Правительством Российской Федерации в январе 2000 г. «Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования»[8].

Согласно данной Концепции, регулирующая роль государства заключается в создании правовой основы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников процесса жилищного кредитования, а также, при необходимости, в оказании прямым или косвенным образом воздействия на привлечение дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и в содействии различным категориям граждан в приобретении жилья.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Совершенствование банковской системы, банковского надзора, финансового рынка, платежной системы РБ
Приоритетным направлением развития банковского сектора в 2009 году стало дальнейшее повышение устойчивости его функционирования. Продолжится рост эффективности выполнения банковским сектором функций финансового посредничества. Последовательное уменьшение масштабов переноса рисков нефинансового сект ...

Общие условия кредитования физических лиц
Кредиты предоставляются физическим лицам - гражданам Российской Федерации в возрасте от 21 года при условии, что срок возврата кредита по договору: - при дифференцированных платежах - наступает до исполнения Заемщику 75 лет; - при аннуитетных платежах - ограничивается трудоспособным возрастом Заемщ ...

Сопровождение и мониторинг кредитных договоров и кредитного портфеля банка
Текущий контроль кредита осуществляется в период действия кредитного договора и состоит из двух видов контроля: контроля за кредитным портфелем в целом и контроля за отдельными кредитами. Целями осуществления контроля за кредитным портфелем являются: - обеспечение соответствия объемов кредитования ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru