Пути оптимизации кредитной политики ЦБ РФ

Страница 1

Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ РФ состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития экономики страны.

Обязательным условием обеспечения сбалансированности спроса и предложения денег является наличие обоснованной методики оценки спроса на них. В начале 1990-х годов при его оценке в российской экономике была допущена системная ошибка, состоявшая в том, что спрос на деньги определялся на основе динамики ВВП. Соответственно при падении этого показателя была реализована политика сжатия денежного предложения, которая привела к росту процентной ставки и огромному бюджетному дефициту в результате неспособности предприятий выплачивать налоги в денежной форме при тотальной бартеризации экономики. Но следовало учитывать, что именно в указанный период увеличивались объемы посреднических операций, развивался фондовый рынок, а также рынки земли и недвижимости. В таких условиях падение ВВП сопровождалось ростом объема сделок в экономике. Поэтому спрос на деньги не падал, а, наоборот, возрастал. Использование рациональной методики оценки спроса на деньги на основе показателя динамики объема сделок (платежного оборота) позволит проводить эффективную и обоснованную ДКП и избежать ошибок 1990-х годов, имевших катастрофические последствия для российской экономики.

Банк России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. При этом Центральный банк и Минфин считают главной целью ДКП и критерием ее успешности достижение низкой инфляции. С правовой точки зрения их позиция противоречит Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в ст. 3 которого указано, что главной целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля;

Это серьезная методологическая ошибка. Целью монетарной политики должно быть достижение высших целей общества: поддержание высоких и устойчивых темпов экономического роста и НТП, обеспечение нормальных уровней занятости и реальных доходов граждан, обороноспособности страны и макроэкономической стабильности.

Подмена основного критерия успешности социально-экономического развития инструментальной целью (снижение темпов инфляции) практически исключает проведение кредитно-денежной политики в соответствии с нормами Конституции и законов России. Поэтому перед Банком России и Правительством не стоит выбор: борьба с инфляцией или экономическое развитие. Они должны выбирать комплекс мер, в наибольшей мере способствующих достижению фундаментальных целей социально-экономического развития с учетом ущерба, наносимого инфляцией, высокими процентными ставками, утечкой капитала и неразвитостью денежно-кредитной системы. При этом эффект снижения инфляции может не компенсировать ущерба от замедления экономического роста.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Вексельная форма расчета
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя, представляющего из себя ценную бумагу. Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго ...

Экономическая сущность безрисковых ценных бумаг
Риск - возможность потерять, связанные с инвестициями в ценные бумаги и неизбежно им присущие. Финансовая, денежная сфера, как вторая, производная от реального производства, еще в большей мере, чем производственный сектор, чувствительна к вероятным воздействиям неблагоприятных факторов. Безрисковая ...

Некоторые пути минимизации банковских рисков
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип по­лучения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимиза­ции всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он ри­скует ежедневно в процессе своей деяте ...

Главное меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru