Однако к июлю 1999 года существовавшие ранее проблемы были устранены: 8 июля 1999 года вступил в силу закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», разрешавший банку осуществлять эмиссию собственных облигаций.
Размещение двух выпусков ОБР номинальным объемом 2 млрд. руб. каждый состоялось на аукционе 6 сентября 2001 года. На аукционе по размещению 14-дневных ОБР было продано бумаг на сумму 420 млн. руб. по номиналу, средневзвешенная цена составила 99,6% от номинала, доходность по средневзвешенной цене - 9,7% годовых. На аукционе по размещению 21-дневных ОБР было продано бумаг на сумму 435 млн. руб. по номиналу, средневзвешенная цена равнялась 99,4% от номинала, доходность по средневзвешенной цене - 10,3% годовых.
Спрос на размещаемые бумаги был невысоким: размещено 21% эмиссии 14-дневных облигаций и 22% эмиссии 21-дневных облигаций, то есть незначительно превышен уровень, необходимый для признания аукциона состоявшимся. В аукционе приняли участие 24 кредитные организации, в основном региональные банки. По сравнению с 2-недельными депозитами в Банке России премия по доходности исходя из средневзвешенной аукционной цены по 14-дневному выпуску ОБР составила 0,68 процентного пункта, а 21-дневный выпуск ОБР был размещен с доходностью на 0,32 процентного пункта выше, чем депозиты в Банке России на 1 месяц. Значительный интерес к ОБР со стороны региональных банков объясняется наличием избыточной ликвидности в регионах и отсутствием там более привлекательных краткосрочных финансовых инструментов. У московских банков проблема нехватки краткосрочных инструментов для вложения свободных средств не была в этот период столь острой, и они выставили заявки по неприемлемой для Банка России доходности. Следует учесть также необходимость предварительного однодневного депонирования средств для участия в аукционах, что соответственно снижает фактическую доходность вложений в ОБР. Результаты эмиссии ОБР могли быть более значительными, если бы участники рынка были уверены в регулярном размещении этих бумаг и поддержке Банком России вторичного рынка.
Активность на вторичном рынке ОБР была низкой. На вторичном рынке в течение всего периода обращения (до конца сентября) с каждым выпуском ОБР было заключено всего по две сделки: по 14-дневным ОБР с доходностью 8,4 и 8,7% годовых, по 21-дневным ОБР - 7,3 и 9% годовых. Среднемесячный простой индикатор рыночного портфеля составил 7,78% годовых, индикатор рыночного оборота - 7,95% годовых. Небольшой объем операций с ОБР на вторичном рынке объясняется, в частности, тем, что данные выпуски имели весьма короткий период обращения и банки, купившие эти бумаги на аукционах, предпочитали держать их до погашения (эффективность операций купли-продажи краткосрочных бумаг значительно снижается из-за необходимости уплаты комиссионного вознаграждения бирже), а также тем, что уровень ликвидности на денежном рынке в анализируемый период был близок к оптимальному и крупные банки не испытывали потребности в дополнительных инструментах регулирования ликвидности.
С октября 2004 года по середину февраля 2005 года совокупный оборот на вторичных торгах по выпуску ОБР составил 25,9 млрд. руб.
В связи с подписанием Президентом Российской Федерации Федерального закона от 18 июня 2005 года № 61-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банку России было предоставлено право осуществлять эмиссию ОБР без государственной регистрации выпуска и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска.
Данный федеральный закон позволил Банку России в минимальные сроки использовать данный инструментарий и оперативно влиять на размер банковской ликвидности и уровень процентных ставок.
Со второй половины марта 2005 года Банк России начал ежедневно выставлять двусторонние котировки на покупку-продажу облигаций Банка России в целях обеспечения возможности участникам рынка размещения временно свободных денежных средств или продажи облигаций Банку России. Данная практика способствовала постепенному повышению ликвидности рынка ОБР и как следствие - расширению стерилизационных возможностей Банка России. Однако доходность по операциям с ОБР поддерживалась Банком России на относительно невысоком уровне (преимущественно от 3,5 до 4,5% годовых), чтобы не вызвать роста ставок денежного рынка.
В условиях формирования высокого уровня свободной ликвидности в 2006 году в банковском секторе Банком России были приняты меры, направленные на ограничение роста денежного предложения за счет активизации применения стерилизационных инструментов. В этих целях Банк России принимал решения о повышении процентных ставок по инструментам постоянного действия - депозитным операциям, проводимым на стандартных условиях. Указанные изменения сопровождались соответствующей корректировкой ставок по депозитным операциям, проводимым на аукционной основе, и операциям с облигациями Банка России (ОБР). За январь - сентябрь 2006 года средневзвешенная доходность облигаций Банка России составила 4,9%. Рост ставок по операциям Банка России отразился на увеличении объемов абсорбируемой ликвидности. В целом за январь - сентябрь Банк России за счет проведения с кредитными организациями депозитных операций и операций с ОБР абсорбировал 229,1 млрд. рублей (50,4 млрд. рублей за соответствующий период 2005 года)[4].
Другое по теме:
Установка терминалов и банкоматов, принимающих наличные
денежные средства
Как уже отмечалось выше, эффективной мерой по снижению затрат, а следственно повышению эффективности работы банка с физическими лицами является установка терминалов и банкоматов, принимающих наличные денежные средства. Клиентам это обеспечивает возможность пополнять свой карт-счет 24 часа в сутки 7 ...
Дилерская деятельность
Дилерская деятельность — это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ...
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России являе ...