В распоряжении Банка России имеются инструменты, позволяющие изымать избыточную краткосрочную ликвидность у коммерческих банков. К таким инструментам можно отнести отчисления в фонд обязательного резервирования (ФОР) и депозиты. Однако отчисления в ФОР носят обязательный характер и применяются ко всем банкам независимо от их текущего состояния. Депозиты являются чуть более гибким инструментом, но они не могут служить индикатором рыночной стоимости заимствований. Привлекая депозиты, Банк России указывает желаемый нижний уровень процентной ставки, коммерческие банки могут его принимать или нет, но не имеют возможности участвовать в определении этого уровня. Кроме того, безотзывность и неликвидность депозитов не позволяют коммерческим банкам использовать этот инструмент для ежедневного управления своей ликвидностью.
При этом следует отметить, что облигации Банка России не отвлекают средства инвесторов от вложений в реальный сектор. Серьезный инвестор, стремящийся сократить риск дефолта по своим обязательствам, управляет средствами таким образом, чтобы поддерживать баланс между срочностью активов и пассивов. Срок окупаемости прямых инвестиций неизмеримо выше сроков обращения ОБР. Поэтому средства, привлеченные на короткий срок, не могут быть инвестированы банками в производство, но зато могут быть использованы для приобретения ОБР для управления краткосрочной ликвидностью. В отсутствие же облигаций единственным по-настоящему ликвидным инструментом в распоряжении банков являются валютные интервенции, стимулирующие давление на курс рубля и соответственно отрицательно влияющие на экономику в целом.
Кроме того, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» круг потенциальных владельцев ОБР ограничен кредитными организациями, тогда как подавляющая часть прямых инвестиций осуществляется предприятиями, инвестиционными институтами и иными организациями, не имеющими больших объемов краткосрочных обязательств.
[1] Положение ЦБР от 29 марта 2006 г. N 284-П "О порядке эмиссии облигаций Банка России"
[2] Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 9 августа 2005 г. N 05-27/пз-н "Об утверждении Порядка присвоения идентификационного номера выпуску (дополнительному выпуску) облигаций Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"
[3] Вестник Банка России № 60 (404) - 29 сентября 1999 г.
[4] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год.
[5] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год.
[6] Биржевое обозрение №1(39) - январь 2007г
Другое по теме:
Регулирование объема валютных операций банков
Конверсионные операции нельзя проводить не учитывая риски по валютным позициям банка. Валютная позиция — остатки средств в иностранных валютах, которые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в соответствующих валютах и создают в связ ...
Сравнительные характеристики кредитных продуктов для
населения, предоставляемых банками Новокузнецка
ГОСБ № 2363 предоставляет населению следующие виды кредитов в (таблице 9). Таблица 9. Виды кредитов, предоставляемые ГОСБ №2363 Кредитный продукт Срок кредитования Ставка, % годовых (в скобках - ставка по кредитам без обеспечения) В рублях В $ США, Евро Кредит «На неотложные нужды» до 1,5 лет 15 (1 ...
Депозитарии в РФ в современной экономической
ситуации
В каждом коммерческом банке, проводящем операции на рынке ценных бумаг, в соответствии с инструкцией ЦБ РФ № 44 от 25 июня 1996 г., произошли изменения – возникла новая структура, которой были переданы функции по ведению депозитарного учета и операций с эмиссионными ценными бумагами. Таким образом, ...