Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — это сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Система ведения реестра владельцев ценных бумаг — это совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Реестр владельцев ценных бумаг — это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.
Держатель реестра — это юридическое лицо, которое оказывает услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Держателем реестра может быть:
эмитент ценной бумаги в случае, если число владельцев эмитированных им именных ценных бумаг (кроме акций) не превышает 500 лиц, а в случае акций — не превышает 50 лиц;
регистратор — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, т. е. независимая от эмитента специализированная организация, которая осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
в случае, если число владельцев ценных бумаг превышает 500 (а в случае акций — 50 и более), их реестр в обязательном порядке ведет профессиональный участник.
Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов. В свою очередь, эмитент может заключить договор на ведение реестра всех своих эмиссионных ценных бумаг только с одним регистратором.
Деятельность по ведению системы реестра владельцев ценных бумаг является исключительным видом деятельности регистратора на рынке, которая не может совмещаться ни с какими другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Деятельность по ведению системы реестра включает большое число направлений, основными из которых являются:
ведение лицевых счетов зарегистрированных в реестре лиц;
ведение учета ценных бумаг эмитента на его лицевых счетах
(отдельно по выпуску ценных бумаг от счетов по выкупу ценных бумаг эмитентом);
ведение регистрационного журнала по каждому эмитенту (уставный капитал, дивиденды, выпуски ценных бумаг, дробления и консолидации акций и т.п.);
хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в систему ведения реестра;
учет начисленных доходов по ценным бумагам эмитентов и др.
Изменения в систему ведения реестра вносятся на основании установленного перечня документов, в частности, распоряжения владельца (номинального держателя) о передаче ценной бумаги (передаточное распоряжение), а также иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценную бумагу, например, свидетельство о наследстве, договор дарения, решение суда.
Отказ от внесения записи (или отклонение от записи) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Трансфер-агент — это юридическое лицо, которое по договору с регистратором осуществляет функции по приему и передаче информации и документов, необходимых для открытия лицевых счетов и проведения операций по ним в системе реестра владельцев ценных бумаг, от владельца лицевого счета к регистратору и обратно.
Необходимость трансфер-агента вытекает из пространственной распределенности владельцев ценных бумаг. Сам регистратор обычно находится в одном из центральных городов, а владельцами ценных бумаг могут быть лица, проживающие по всей стране.
Другое по теме:
Сведения, необходимые для определения кредитоспособности заемщика
Документы необходимые для определения кредитоспособности заемщика. Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться основные данные о предприятии: 1. Организационно-правовая форма (ООО, ЗАО, ОАО); 2. Дата регистрации, место регистрации; 3. Учредительные ...
Обязательное пенсионное страхование
Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников - корпоративные структуры (цеха, гильдии и т. д.). Кроме того, в письменны ...
Организация кредитования юридических лиц в коммерческом банке
1) Этапы кредитования юридических лиц Непосредственно кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком. Современная отечественная практика, когда кре ...