Особенности современного нефтяного рынка

Страница 1

До 60-х годов нынешнего столетия говорить о мировом рынке нефти и нефтепродуктов можно было лишь весьма относительно, поскольку и добыча, и. нефтепереработка были в руках между­народных нефтяных монополий, а столь высокая степень монополизации привела к существенным изменениям в рыноч­ных отношениях, основой которых, как известно, является множественность уча­стников и конкуренция между ними. Однако уже в то время наряду с регуляр­ными контрактами стала возникать прак­тика заключения разовых краткосрочных сделок, участниками которых являлись немонополизированные предприятия от­расли.

Серьезные изменения в организации нефтяного рынка и нефтяной торговли произошли в 70-х годах, когда независи­мые компании начали строить свои неф­теперерабатывающие заводы. Их продук­ция продавалась иногда также на долгот срочной основе. Но чаще сферой дея­тельности этих участников рынка стано­вились разовые краткосрочные сделки. Поскольку сбытовая политика этих неза­висимых компаний была в основном ориентирована на краткосрочные контракты, то и их политика в области закупок сырья (нефти) также строилась подобным образом. Так, в результате двой­ного воздействия стал резко расти рынок спот — нефтяной рынок краткосрочных разовых сделок, пред­ставляющий собой самый подвижный и переменчивый сектор нефтяной торговли. Пока нефтепереработка приносит прибыль, рынок спот активно функционирует, но как только в результате неблагоприятной конъюнктурной ситуации отрасль становится убыточной, это немедленно сказывается на краткосрочном рынке.

В условиях резко усилившейся в 80-е годы нестабильности на рынке нефти и нефтепродуктов, характеризующейся уча­стившимися периодами превышения предложения над спро­сом, а также неустойчивостью цен, значение регулярных кон­трактов как средства, обеспечивающего стабильность поставок, существенно понизилось. В то же время в связи с выдвижени­ем на первый план проблемы максимально оперативной кор­ректировки цен стал быстро развиваться рынок разовых сделок. С конца 70-х годов он стал играть для растущего числа компа­ний, в том числе и для международных монополий, роль од­ного из важнейших источников покрытия потребностей обслу­живаемых ими конечных потребителей. Так, если в конце 70-х годов компании — ведущие поставщики жидкого топлива в странах Западной Европы с помощью рынка разовых сделок обеспечивали около 10% своих продаж, то в середине 80-х го­дов — уже более 25%.

Так сложилось, что независимые нефтяные компании скон­центрировали свои предприятия в определенных районах, удобных с точки зрения транспортировки как сырой нефти, так и произведенных нефтепродуктов. Данные районы и стали ос­новными центрами торговли на рынке спот. Это прежде всего район Амстердам — Роттердам — Антверпен, Средиземномор­ское побережье Италии, побережье Мексиканского залива США, Карибское море и, несколько позднее, Сингапур.

Повышение доли разовых сделок с немедленной поставкой товара повлекло за собой увеличение рисков финансовых по­терь в силу значительных колебаний цен по разовым сделкам в течение небольших периодов времени. Объективный характер этих финансовых рисков обусловлен для производителей зна­чительным разрывом во времени между приобретением сырья и продуктов его первичной переработки и их реализацией конеч­ному потребителю. Увеличились финансовые риски и конечных потребителей, которые были вынуждены создавать и поддержи­вать запасы нефти и нефтепродуктов на определенном уровне в силу непрерывного характера производственного процесса. Увеличился риск возможных финансовых потерь и у торговых фирм из-за изменения цен в период транспортировки товара от места приобретения до пункта конечной реализации.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Структура активов и пассивов банков
Отчетный год характеризовался укреплением доверия кредиторов и вкладчиков к банковскому сектору, что нашло свое выражение в росте финансового потенциала банков. За 2009 год пассивы банковского сектора (с учетом ликвидируемых банков) увеличились с 20,5 трлн. рублей до 29 трлн. рублей, или на 41,6 пр ...

Оценка формирования доходной части бюджета ФФОМС РФ
Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2007, 2008, 2009 годы формировались за счет налогов и дотаций согласно Приложению 2 к Федеральному закону Российской Федерации "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования н ...

Виды и условия кредитования юридических лиц в Сберегательном банке России
Цели кредитования: - пополнение оборотных средств, в том числе финансирование производственной деятельности предприятия; контрактное финансирование, включая затраты по экспортным и импортным контрактам и сопутствующие операции; погашение текущей задолженности по уплате налогов, сборов, пошлин и ины ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru