Особенности современного нефтяного рынка

Страница 1

До 60-х годов нынешнего столетия говорить о мировом рынке нефти и нефтепродуктов можно было лишь весьма относительно, поскольку и добыча, и. нефтепереработка были в руках между­народных нефтяных монополий, а столь высокая степень монополизации привела к существенным изменениям в рыноч­ных отношениях, основой которых, как известно, является множественность уча­стников и конкуренция между ними. Однако уже в то время наряду с регуляр­ными контрактами стала возникать прак­тика заключения разовых краткосрочных сделок, участниками которых являлись немонополизированные предприятия от­расли.

Серьезные изменения в организации нефтяного рынка и нефтяной торговли произошли в 70-х годах, когда независи­мые компании начали строить свои неф­теперерабатывающие заводы. Их продук­ция продавалась иногда также на долгот срочной основе. Но чаще сферой дея­тельности этих участников рынка стано­вились разовые краткосрочные сделки. Поскольку сбытовая политика этих неза­висимых компаний была в основном ориентирована на краткосрочные контракты, то и их политика в области закупок сырья (нефти) также строилась подобным образом. Так, в результате двой­ного воздействия стал резко расти рынок спот — нефтяной рынок краткосрочных разовых сделок, пред­ставляющий собой самый подвижный и переменчивый сектор нефтяной торговли. Пока нефтепереработка приносит прибыль, рынок спот активно функционирует, но как только в результате неблагоприятной конъюнктурной ситуации отрасль становится убыточной, это немедленно сказывается на краткосрочном рынке.

В условиях резко усилившейся в 80-е годы нестабильности на рынке нефти и нефтепродуктов, характеризующейся уча­стившимися периодами превышения предложения над спро­сом, а также неустойчивостью цен, значение регулярных кон­трактов как средства, обеспечивающего стабильность поставок, существенно понизилось. В то же время в связи с выдвижени­ем на первый план проблемы максимально оперативной кор­ректировки цен стал быстро развиваться рынок разовых сделок. С конца 70-х годов он стал играть для растущего числа компа­ний, в том числе и для международных монополий, роль од­ного из важнейших источников покрытия потребностей обслу­живаемых ими конечных потребителей. Так, если в конце 70-х годов компании — ведущие поставщики жидкого топлива в странах Западной Европы с помощью рынка разовых сделок обеспечивали около 10% своих продаж, то в середине 80-х го­дов — уже более 25%.

Так сложилось, что независимые нефтяные компании скон­центрировали свои предприятия в определенных районах, удобных с точки зрения транспортировки как сырой нефти, так и произведенных нефтепродуктов. Данные районы и стали ос­новными центрами торговли на рынке спот. Это прежде всего район Амстердам — Роттердам — Антверпен, Средиземномор­ское побережье Италии, побережье Мексиканского залива США, Карибское море и, несколько позднее, Сингапур.

Повышение доли разовых сделок с немедленной поставкой товара повлекло за собой увеличение рисков финансовых по­терь в силу значительных колебаний цен по разовым сделкам в течение небольших периодов времени. Объективный характер этих финансовых рисков обусловлен для производителей зна­чительным разрывом во времени между приобретением сырья и продуктов его первичной переработки и их реализацией конеч­ному потребителю. Увеличились финансовые риски и конечных потребителей, которые были вынуждены создавать и поддержи­вать запасы нефти и нефтепродуктов на определенном уровне в силу непрерывного характера производственного процесса. Увеличился риск возможных финансовых потерь и у торговых фирм из-за изменения цен в период транспортировки товара от места приобретения до пункта конечной реализации.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Рекомендации по созданию политики ИБ
Наступление любой из кризисных ситуаций может быть вызвано неправомерным использованием информационных активов организации, а результатом становится риск потери бизнеса. Безусловно, кризисные ситуации могут наступить и по причине форс-мажорных ситуаций, но – как показывает практика и статистика – у ...

Определение кредитных операций
Сегодня коммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыноч ...

Проблемы кредитования малого бизнеса, кредитные риски
Низкий уровень развития малого бизнеса, прежде всего, связан с отсутствием достаточных условий для развития малого бизнеса у нас в стране. На основании рис. 2 можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в России с точки зрения самих предпринимателей. Рис. 2. Основные пр ...

Главное меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru