Основой для анализа расходов банка служит отчёт «О прибыли и убытках» (см. приложение В). Расходы коммерческого банка – это затраты денежных средств банка на выполнение операций и обеспечение функционирования банка. К первым относятся процентные и комиссионные расходы.
Таблица 7 показывает, что существенных изменений в структуре расходов не наблюдалось. Так основная доля (по 40%) приходится на процентные и операционные расходы, которые и представляют наибольший интерес для анализа. Однако процентные и комиссионные расходы будут проанализированы в следующем подразделе.
Таблица 7 – Структура расходов в период с 2006 по 2008 гг., млн. р.
Наименование статьи |
1января 2007 г. |
Доля, % |
1января 2008 г. |
Доля, % |
1января 2009 г. |
Доля, % |
Процентные расходы |
69 282,9 |
34,5 |
85 656,9 |
39,5 |
181 651,7 |
47,8 |
Комиссионные расходы |
10 261,8 |
5,1 |
18 091,7 |
8,3 |
30 814,2 |
8,1 |
Отчисления в резервы |
15 318,1 |
7,6 |
6 809,6 |
3,1 |
3 289,0 |
0,8 |
Операционные расходы |
78 042,7 |
38,9 |
105 936,5 |
48,8 |
135 931,1 |
35,7 |
Прочие расходы |
27 720,3 |
13,8 |
14 273,3 |
6,6 |
28 169,2 |
7,4 |
Итого расходов |
200 625,8 |
100,0 |
217 148,8 |
100,0 |
379 855,2 |
100,0 |
Заострим внимание на операционных издержках, поскольку тщательный их анализ даёт возможность найти пути их снижения, а следственно - повышения прибыли. Из таблицы 7 видно, что каждый год они увеличиваются. Посмотрим на темп их роста.
Рисунок 5 – Рост операционных издержек
Как видно из рисунка 5, операционные доходы возрастают равным темпом почти на треть за год. В целом это связано с развитием деятельности банка, расширением филиальной сети, повышением качества программного обеспечения. Однако чтобы точнее понять причины такой тенденции, необходимо рассмотреть структуру издержек в динамике.
Рисунок 6 - Структура издержек в динамике
Как следует из рисунка 6, существенных изменений в структуре издержек за исследуемый период не происходило. Так наибольший удельный вес, а точнее половину, составляют расходы, связанные с персоналом. Сюда относится заработная плата, командировочные расходы, различные выплаты, затраты, связанные с организацией досуга персонала (частичное финансирование спортивных, культурных мероприятий), с обучением персонала.
Рост затрат по оплате труда объясняется как увеличением числа сотрудников в результате открытия новых точек продаж, так и ростом зарплаты. Так за 2007 г. среднемесячная заработная плата работников возросла на 18,5%, за 2008 г. на 18,3%. Учитывая средний уровень инфляции в стране в пределах 11%-14%, можно сделать вывод, что реальная зарплата персонала также увеличивается. За 2007 г. было открыто 19 точек продаж. Затраты на обучение персонала возросли в связи с повышением квалификации сотрудников, стажировками за границей. В 2006 г. 1199 работников банка или 66% от числа работающих в банке повысили квалификацию с помощью различных видов обучения, за 2007 г. - 1431 работников банка или 70,7%, за 2008 г. было организовано 1542 курсов.
Другое по теме:
Нормативно-правовая
база, регулирующая антикризисное управление кредитной организацией
Фундаментальные основы антикризисной деятельности банковской системы прежде всего заложены в Федеральном Законе № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке РФ»[1]. В статье 57 дается понятие того, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями ба ...
История развития
лондонского рынка драгоценных металлов
В своей настоящей форме этот рынок существует с 1919 года. Достаточно долгое время Лондонский золотой рынок являлся рынком для нерезидентов, так как согласно Акту валютного контроля резиденты Великобритании не имели права приобретать золото, а профессиональные дилеры должны были получить лицензию у ...
Депозитарная деятельность
Депозитарная деятельность — это оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Хранение сертификатов ценных бумаг, или ценных бумаг в документарной форме, как самостоятельный вид деятельности, не является профессиональной деятельностью на рынке це ...