Общие проблемы банковских систем стран СНГ

Финансовая аналитика » Банковские системы стран Содружества » Общие проблемы банковских систем стран СНГ

Несмотря на то, что банковские системы стран СНГ все больше различаются по направлениям развития и показателям эффективности, их объединяет ряд общих рисков. Помимо вышеуказанных факторов, таких как теневая экономика, к ним относятся:

· высокие экономические и отраслевые риски;

· сильная зависимость от экономических циклов;

· низкий уровень благосостояния и значительное неравенство доходов населения;

· неразвитость нормативно-правовых систем;

· неоднородность стандартов бухгалтерского учета;

· недостаточное доверие к банковской системе.

Негативное влияние на финансовые показатели банков оказывают низкий уровень капитализации, недостаточность базовых депозитов, низкая кредитная культура, высокая вероятность ухудшения качества активов, низкая операционная эффективность. Ликвидность и финансовая гибкость банков СНГ оставляют желать лучшего.

Население по-прежнему относится к банкам с недоверием и неохотно размещает в них свои сбережения. В связи с этим уровень вкладов частных лиц, привлекаемых банками большинства стран СНГ, остается довольно низким. Достаточно сказать, что в Кыргызстане на долю розничных вкладов в конце 2008 г. приходилось менее 30% общих остатков средств на счетах клиентов. Даже в Казахстане этот показатель в конце 2008 г. не превышал 35%. Значительный сдвиг в структуре привлекаемых депозитов произошел в Украине в 2008 г., когда доля вкладов населения практически сравнялась с долей вкладов корпоративных клиентов.

Для банков СНГ характерны значительные структурные разрывы: краткосрочные пассивы по объему намного превосходят краткосрочные активы, из-за чего банки рискуют не выполнить свои обязательства в случаях массовых обращений клиентов, вызванных падением доверия к банкам. Доступ большинства банков СНГ к международному финансированию является ограниченным и нестабильным. Говоря о позитивных моментах, следует отметить повышение международного авторитета ряда казахстанских, российских и украинских банков, которые имеют все больше возможностей привлекать средства с мирового рынка долговых инструментов.

Следует также отметить, что в банковских секторах стран СНГ находит отражение высокая концентрация экономик региона на отдельных отраслях, чаще всего связанных с экспортом сырьевых товаров (нефти в России и Казахстане, газа в Туркменистане, золота в Кыргызстане, алюминия в Таджикистане, обработанных алмазов в Армении). Экономики страны СНГ, отличающиеся слабо диверсифицированной промышленностью и основанные в значительной степени на добыче минерального сырья и сельском хозяйстве, подвергаются похожим рискам и зависят от фактора цикличности. Ввиду роста сотрудничества и торговли в регионе развитие большинства относительно небольших стран СНГ зависит от развития и экономической эффективности крупных стран региона — России, Казахстана, Украины. С точки зрения стабильности банковских систем большое значение имеют и политические риски, свидетельством чему является политический кризис в Украине, вызванный спорными результатами президентских выборов, состоявшихся в ноябре 2004 г.

Кроме того, многие частные банки СНГ тесно связаны с промышленными и торговыми группами. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или операционными компаниями, не разглашаются. Такое положение создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления и может вызвать занижение оценок рисков по объемам кредитования связанных сторон. Кроме того, существует неопределенность относительно способности собственников банков обеспечить им свежие вливания капитала.

Идентифицировать фактических собственников и установить взаимоотношения между заемщиками и отраслями экономики нелегко. Непрозрачность структур собственности благоприятствует кредитованию связанных сторон со всеми вытекающими из этого рисками. Это отчасти обусловлено отсутствием критерия «приемлемости и пригодности», по которому банки допускались бы к работе и контролировались, и мешает формированию рыночного механизма корпоративного контроля. Отсутствие такого механизма является, по-видимому, одной из основных причин того, что в странах СНГ не работают рыночные предпосылки реорганизации кредитных организаций, обеспечивающие, в частности, возможность привлечения в сектор иностранных банков, а также стимулирующие слияния и поглощения.

Другое по теме:

Проблемы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь
В настоящее время в Республике Беларусь ощущается определенный инвестиционный «вакуум», причем выход из сложившейся ситуации найти достаточно сложно. Ситуация в инвестиционном процессе слишком сложна, чтобы рассчитывать на его значительное улучшение, без которого длительный экономический рост невоз ...

Чековая форма расчетов
Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной в нем суммы чекодателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – ...

Нормативно-правовое обеспечение кредитования юридических лиц в России
В правоотношениях кредитной организации с клиентами и друг с другом используются главным образом гражданско-правовые методы правового регулирования. Однако, законодательство предусматривает и некоторые контрольные функции, которые обязаны осуществлять коммерческие банки. Отношения коммерческих банк ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru