Несмотря на то, что банковские системы стран СНГ все больше различаются по направлениям развития и показателям эффективности, их объединяет ряд общих рисков. Помимо вышеуказанных факторов, таких как теневая экономика, к ним относятся:
· высокие экономические и отраслевые риски;
· сильная зависимость от экономических циклов;
· низкий уровень благосостояния и значительное неравенство доходов населения;
· неразвитость нормативно-правовых систем;
· неоднородность стандартов бухгалтерского учета;
· недостаточное доверие к банковской системе.
Негативное влияние на финансовые показатели банков оказывают низкий уровень капитализации, недостаточность базовых депозитов, низкая кредитная культура, высокая вероятность ухудшения качества активов, низкая операционная эффективность. Ликвидность и финансовая гибкость банков СНГ оставляют желать лучшего.
Население по-прежнему относится к банкам с недоверием и неохотно размещает в них свои сбережения. В связи с этим уровень вкладов частных лиц, привлекаемых банками большинства стран СНГ, остается довольно низким. Достаточно сказать, что в Кыргызстане на долю розничных вкладов в конце 2008 г. приходилось менее 30% общих остатков средств на счетах клиентов. Даже в Казахстане этот показатель в конце 2008 г. не превышал 35%. Значительный сдвиг в структуре привлекаемых депозитов произошел в Украине в 2008 г., когда доля вкладов населения практически сравнялась с долей вкладов корпоративных клиентов.
Для банков СНГ характерны значительные структурные разрывы: краткосрочные пассивы по объему намного превосходят краткосрочные активы, из-за чего банки рискуют не выполнить свои обязательства в случаях массовых обращений клиентов, вызванных падением доверия к банкам. Доступ большинства банков СНГ к международному финансированию является ограниченным и нестабильным. Говоря о позитивных моментах, следует отметить повышение международного авторитета ряда казахстанских, российских и украинских банков, которые имеют все больше возможностей привлекать средства с мирового рынка долговых инструментов.
Следует также отметить, что в банковских секторах стран СНГ находит отражение высокая концентрация экономик региона на отдельных отраслях, чаще всего связанных с экспортом сырьевых товаров (нефти в России и Казахстане, газа в Туркменистане, золота в Кыргызстане, алюминия в Таджикистане, обработанных алмазов в Армении). Экономики страны СНГ, отличающиеся слабо диверсифицированной промышленностью и основанные в значительной степени на добыче минерального сырья и сельском хозяйстве, подвергаются похожим рискам и зависят от фактора цикличности. Ввиду роста сотрудничества и торговли в регионе развитие большинства относительно небольших стран СНГ зависит от развития и экономической эффективности крупных стран региона — России, Казахстана, Украины. С точки зрения стабильности банковских систем большое значение имеют и политические риски, свидетельством чему является политический кризис в Украине, вызванный спорными результатами президентских выборов, состоявшихся в ноябре 2004 г.
Кроме того, многие частные банки СНГ тесно связаны с промышленными и торговыми группами. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или операционными компаниями, не разглашаются. Такое положение создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления и может вызвать занижение оценок рисков по объемам кредитования связанных сторон. Кроме того, существует неопределенность относительно способности собственников банков обеспечить им свежие вливания капитала.
Идентифицировать фактических собственников и установить взаимоотношения между заемщиками и отраслями экономики нелегко. Непрозрачность структур собственности благоприятствует кредитованию связанных сторон со всеми вытекающими из этого рисками. Это отчасти обусловлено отсутствием критерия «приемлемости и пригодности», по которому банки допускались бы к работе и контролировались, и мешает формированию рыночного механизма корпоративного контроля. Отсутствие такого механизма является, по-видимому, одной из основных причин того, что в странах СНГ не работают рыночные предпосылки реорганизации кредитных организаций, обеспечивающие, в частности, возможность привлечения в сектор иностранных банков, а также стимулирующие слияния и поглощения.
Другое по теме:
Мониторинг выданного кредита и анализ возможности наступления
риска некредитоспособности заемщика
После выдачи кредита заемщику происходит постоянный мониторинг и анализ кредитуемого предприятия. По методике "Сбербанка" мониторинг осуществляется в несколько этапов: 1. мониторинг целевого использования займа: контроль над соответствием назначений платежей, указанных в платежных поручен ...
Опыт регионов Российской Федерации по активизациижилищного строительства
Закон Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» определяет принципы и формы реализации конституционного права жителей Санкт-Петербурга на жилище в условиях жилищной реформы, конкретизирует установленные федеральным законодательством общие начала правового регулирования жилищных отноше ...
Рекомендации по созданию политики ИБ
Наступление любой из кризисных ситуаций может быть вызвано неправомерным использованием информационных активов организации, а результатом становится риск потери бизнеса. Безусловно, кризисные ситуации могут наступить и по причине форс-мажорных ситуаций, но – как показывает практика и статистика – у ...