В Казахстане с самого начала экономических преобразований, несмотря на свою важность, жилищная реформа проводилась очень медленными темпами. В условиях низкой платежеспособности большей части населения, а также отсутствия долгосрочных кредитов для приобретения готового жилья, созданный в первые годы реформ рынок жилья оказался необеспечен необходимыми кредитно–финансовыми механизмами.
Традиционная схема финансирования строительства жилья в Казахстане как часть бывшей советской системы жилищного финансирования представляла собой централизованное распределение бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатного распределения среди граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Эта схема показала свою несостоятельность в период обретения Казахстаном независимости и перехода к рыночной экономике: бюджетные ассигнования на строительство жилья значительно сократились, объем ввода в действие новых жилых домов начал резко падать.
В последние годы плановой экономики дотирование жилищной сферы составляло в Казахстане около 50 % – 60 % от республиканского бюджета.
В 90–х годах содержание жилья стало достаточно затратным. В этой связи в 1993 году была принята программа новой жилищной политики, конечной целью которой являлась самоокупаемость содержания жилья.
Рынок недвижимости в Казахстане начал формироваться с момента массовой приватизации и вовлечения недвижимости в рыночный оборот. Появление негосударственной собственности на жилье привело к формированию особой сферы предпринимательской деятельности – операциям с недвижимостью. Если до этого момента квартиру можно было лишь обменять или разменять, то теперь приобретенное право собственности позволяло хозяевам продавать свою недвижимость.
В Казахстане жилищный сектор перешел на рыночные отношения и главной целью жилищной политики является создание условий для перехода на приобретение и строительства жилья населению через развитие прогрессивных форм кредитования.
Изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования. Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики.
Уровень сбережений значительной части населения продолжает оставаться низким, хотя и начал расти в 1999–2000 годах. Вместе с тем в последние два–три года увеличился спрос на индивидуальное жилье (комфортабельные дома, перестроенные и укрупненные квартиры в многоквартирных домах). Спрос на жилье более сформирован в городах Астане и Алматы, где по-прежнему сконцентрированы не только бизнес–элита, но и большое количество работников государственных органов, а также в тех городах, где в основном сосредоточены действующие предприятия добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности.
Что касается предложения на рынке жилья, то на территории всей республики наблюдается одинаковая картина: подавляющее количество жилья предлагается на вторичном рынке.
В настоящее время цены на жилье на первичном рынке в 1,5–2,5 раза превышают цены на вторичном рынке. Поэтому на первых этапах развития жилищного рынка и возможного становления механизмов жилищного кредитования в первую очередь будет задействовано существующее жилье на вторичном рынке.
В качестве прогрессивной формы кредитования для приобретения и строительства жилья населением выступает система ипотечного кредитования. Нужно отметить, что роль системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан с каждым годом приобретает все более значительный характер. Это находит свое отражение в том, что развитие ипотечного бизнеса позитивно сказывается на развитии реального сектора экономики, ведет к остановке спада производства в ряде отраслей промышленности. Рост строительства вызывает оживление в производстве стройматериалов, в деревообрабатывающей отрасли и производстве мебели, электрооборудования, металлоизделий и других. Это со своей стороны способствует развитию транспортной инфраструктуры. Ипотечное кредитование дает возможность для модернизации производства и повышения качества конкурентоспособной продукции.
Опыт стран с развитой экономикой показал, что ипотечная система способствует формированию собственной социальной базы и оказывает положительное влияние на преодоление социальной нестабильности, в частности удовлетворение потребностей населения в жилье. Обеспечение хорошими жилищно–бытовыми условиями приводит к улучшению здоровья нации, к увеличению продолжительности жизни, что в свою очередь, повышает трудоспособность населения.
Ипотечное кредитование – один из самых эффективных способов привлечения инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет согласовать интересы населения – в улучшении жилищных условий, банков – в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса – в ритмичной загрузке производства и государства, заинтересованного в экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.
Другое по теме:
Программа кредитования юридических лиц
Как и во всех Банках Второго Уровня в ДБ АО "Сбербанк" основную долю прибыли приносит маржинальный доход от привлечения денежных средств и последующей ее выдачи в качестве кредита. Большую долю прибыли банк получает от кредитования юридических лиц. В данный момент в Костанайском филиале & ...
Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10. 01. 03)[СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157.], в соо ...
Роль банков в современных условиях
В функционирующем механизме банковской системы основная роль, безусловно, принадлежит банкам, так как они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиентам полный комплекс кредитно-финансового обслуживания. В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим наро ...