Современные направления развития рынка потребительского кредитования в РФ

Финансовая аналитика » Кредитование физических лиц в коммерческом банке » Современные направления развития рынка потребительского кредитования в РФ

Страница 5

Рынок потребительских кредитов является в высокой степени конкурентным, хотя и на нем есть исторически сформировавшийся доминирующий участник - Сбербанк России, имеющий заметное преимущество во многом благодаря наличию у него разветвленной сети филиалов и отделений. Тем не менее в настоящее время доля рынка, занимаемая Сбербанком, постепенно сокращается. Если до середины 2005 г. она устойчиво превышала 50%, то после этого началось ее стремительное снижение: по нашим оценкам, только за первый квартал текущего года она уменьшилась на 2 процентных пункта: с 45,5 до 43,5%. Одной из причин такого эффекта является структура клиентской базы Сбербанка, который, как будет показано далее, пользуется наибольшей популярностью среди заемщиков среднего и старшего возраста, не входящих в число наиболее экономически активных групп населения.

Анализ группы лидеров рынка потребительского кредитования показывает, что она устроена достаточно неравномерно - три крупнейших, по нашей оценке, банка "отрываются" от основной части, в которой, в свою очередь, происходят довольно активные перемещения.

Бесспорным лидером на рынке, как уже говорилось выше, остается Сбербанк России, изначально имевший значительное преимущество перед своими частными конкурентами (хотя в последнее время это преимущество постепенно утрачивается). В силу особого положения Сбербанка мы рассматриваем его отдельно от остальных участников данного рынка и в качестве основного показателя результатов конкурентной борьбы между ними используем показатель доли рынка без учета Сбербанка.

Двумя его основными частными конкурентами остаются "пионер" данного рынка банк "Русский Стандарт" (9,2% рынка всего и 16,3% без учета Сбербанка) и РОСБАНК (4,6% рынка всего и 8% без учета Сбербанка), резко улучшивший свои позиции после присоединения группы "ОВК". Показав за квартал темпы роста кредитного портфеля чуть выше среднего (17 и 18% соответственно), этим банкам, тем не менее, удалось заметно увеличить свою рыночную долю (на 0,55 и 0,32 процентного пункта соответственно) (табл. 4).

В данную группу отнесены банки, которые на начало апреля 2008 г. имели долю рынка свыше 2% (без учета Сбербанка). Все данные в таблицах приведены по состоянию на 1 января 2008 г.

Источник: балансы банков, расчеты Центра развития.

В целом анализ ставок по кредитным продуктам, предоставляемым отдельными банками, и соотнесение их номинальных значений и рыночных долей банков показывают, что стоимость кредита является важным, но не определяющим фактором изменения позиции конкретного банка на рынке.

Таблица 4. Лидеры рынка потребительского кредитования

Банк

Объем потребит. кредитов, млн руб.

Доля рынка, %

Доля рынка (без Сбербанка),%

Темп роста объема потребит. кредитов

Изменение доли рынка за квартал (без Сбербанка), %

Сбербанк России

490 444,56

43,49

-

1,04

-

"Русский Стандарт"

103 991,89

9,22

16,32

1,17

0,55

РОСБАНК

51 262,87

4,55

8,04

1,18

0,32

УРАЛСИБ

25 752,32

2,28

4,04

1,08

-0,20

ХКФ Банк

19 950,02

1,77

3,13

0,94

-0,63

Райффайзенбанк Австрия

19 363,92

1,72

3,04

1,01

-0,36

МДМ-Банк

15 252,73

1,35

2,39

1,12

-0,02

Банк Москвы

14 798,75

1,31

2,32

1,11

-0,05

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Тенденции развития лизинга в Республике Беларусь
В Республике Беларусь лизинговый бизнес получил относительно широкое развитие по сравнению с другими странами СНГ. Это касается как реальной практической деятельности, так и нормативного обеспечения лизинга. В Беларуси первая лизинговая компания «Приор-лизинг», учрежденная Приорбанком, создана в на ...

Особенности формирования историй
Пример 1 Вопрос. ООО «У» (г. Минск) при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения получило рассрочку уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 256 Таможенного кодекса Республики Беларусь на срок до 2 месяцев. В качестве обеспечения исполнения налогового обязательства по упл ...

Основные принципы оценки стоимости недвижимости для целей инвестирования
Объекты недвижимости значительно отличаются друг от друга и находятся в разном окружении. Будущие доходы от недвижимости, наряду с другими факторами, определяющими стоимость объекта, отличаются значительной степенью неопределенности. Следствием этого является то, что невозможно разработать универса ...

Главное меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru