Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в рф и возможные пути их решения

Финансовая аналитика » Банковское кредитование малого бизнеса » Проблемы в организации кредитования малого бизнеса в рф и возможные пути их решения

Страница 5

Предоставление государственных кредитных гарантий пока в России не развито. А вот средства из бюджетов различного уровня на компенсацию процентных ставок по кредитам выделяются. Субсидирование процентных ставок, с одной стороны, позволяет предприятиям снизить расходы – банковские кредиты становятся дешевле. С другой стороны, такая схема обеспечивает банкам некую компенсацию рисков, которые они берут на себя при кредитовании предприятий малого бизнеса [15].

С помощью таких программ ограничивается потребность в прямых бюджетных ассигнованиях на нужды кредитования малого бизнеса. Кроме того, исключается необходимость в привлечении государственных учреждений для оценки заемщиков – для этих целей используется опыт финансового сектора.

К сожалению, участие государства на рынке кредитования малого предпринимательства ничтожно мало – менее 1,5% процента кредитов предоставлены под государственные гарантии. Между тем именно государство должно создавать условия для кредитования малого бизнеса – через формирование системы гарантий.

Но с экономической точки зрения поручительство является более дешевым и удобным инструментом обеспечения кредита, чем залог. Чрезвычайно важную роль в деле обеспечения новых и вновь создающихся малых предприятий кредитными ресурсами может сыграть система гарантирования кредита. Государство могло бы на определенный период взять на себя формирование полноценного гарантийного фонда, который обеспечит доступ малых предприятий к кредитам. При создании таких гарантийных фондов возможно распределение рисков между федеральными и региональными государственными структурами или их агентами, субъектами малого предпринимательства и банками-кредиторами. Такой подход позволяет в частности реализовать кредитование стартовых проектов, одного из самых перспективных, высокоэффективных, но и самых рискованных видов предпринимательства [40].

Важность создания системы гарантийных механизмов определяется тем, что малый бизнес относится в России к одному из самых рискованных секторов финансовых вложений. Субъекты малого предпринимательства не могут создать бизнес и тем более развиваться без финансовых инвестиций, но при этом не имеют возможности их получить, а, получив, зачастую вернуть. Причины: отсутствие стартового капитала, ликвидного обеспечения под банковский кредит, высокие ставки кредитных организаций.

Решению данной проблемы может способствовать создание в центре и в регионах системы гарантийных механизмов, способных обеспечить льготное, приоритетное финансирование предпринимательских проектов и программ, компенсировать неизбежные потери финансовых средств при неудачном ходе их реализации.

Сейчас рассматривается предложение о том, чтобы каждое министерство несло ответственность за развитие малого бизнеса в сфере своего управления. Координатором этой работы предполагается сделать Министерство экономического развития, которое и сейчас занимается малым бизнесом.

В этом году планируется расширить количество проектов. На экспертном совете минэкономразвития обсуждался и был одобрен проект государственного гарантирования кредитов малого бизнеса. Предложенный механизм предусматривает до 50% залога за счет государства. Хотя, например, в США государственные гарантии достигают 90% кредиторам малых предприятий, снижая тем самым их риски. Тем же компаниям, которые не имеют возможности получить кредиты через Центральный банк США, в зависимости от срока, цели и размера займа, предоставляет гарантии на 75% от общей суммы займа (если она не превышает 750 тысяч долларов) и на 80% (не более 100 тысяч долларов) сроком до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет – на основной.

Государственные и муниципальные гарантии – это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5–8 рублей частных кредитов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Нормативно-правовая база, регулирующая антикризисное управление кредитной организацией
Фундаментальные основы антикризисной деятельности банковской системы прежде всего заложены в Федеральном Законе № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке РФ»[1]. В статье 57 дается понятие того, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями ба ...

Подготовительные этапы в разработке политики ИБ
Обеспечение комплексной безопасности является необходимым условием функционирования любой компании (Рис.1). Эта «комплексность» заключается, прежде всего, в продуманности, сбалансированности защиты, разработке четких организационно-технических мер и обеспечении контроля над их исполнением. Рисунок ...

История возникновения и правовой статус Банка России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Централ ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bankpartition.ru